Все как есть
ВЛАДЕЛЬЦЫ ПОЧТИ ПОЛОВИНЫ АВАРИЙНЫХ ДОМОВ НЕ ЖЕЛАЮТ ПОКИДАТЬ СВОЕ ЖИЛЬЕ
Два года прошло после наводнения в Нижнеудинске. Некоторым владельцам домов, признанных аварийными, этого времени оказалось недостаточно не только для того, чтобы демонтировать свое жилище, но даже для того, чтобы просто съехать.
По данным администрации города, после паводка 2019 года в Нижнеудинске непригодными для проживания признаны более 1750 помещений. Их владельцы получили сертификаты на приобретение нового жилья. Аварийное же жилье, согласно законодательству, собственники должны демонтировать. Однако, к настоящему времени силами владельцев разобрано лишь около сорока частных домов, еще 44 здания убраны за счет муниципалитета.
44 дома разобрали, и деньги закончились
По словам начальника отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Елены Кузьминой, администрация заключает добровольные соглашения с физическими и юридическими лицами, которые осуществляют демонтаж домов за счет собственных средств. По таким добровольным соглашениям в городе были разобраны несколько многоквартирных домов. К настоящему времени двадцать пять двухэтажных многоквартирных домов и одно пятиэтажное здание отключены от инженерных сетей. 328 жилых частных домов отключены от электроснабжения. Около 230 собственников подали в администрацию города заявления на вывоз крупногабаритных отходов, которые образуются от произведенных собственником работ по демонтажу дома.
– Крупногабаритный мусор после разбора зданий вывозится исключительно за счет местного бюджета силами муниципального предприятия, – рассказывает Елена Кузьмина. – Все граждане, чьи жилые помещения пострадали в результате паводка два года назад, имеют право обратиться в администрацию и дать свое согласие на вывоз крупногабаритных отходов, образовавшихся после демонтажа домов силами муниципального образования (кабинеты 10 или 14; телефоны: 7-11-64, 7-07-88). На реализацию мероприятий по сносу поврежденных зданий постановлением Правительства Иркутской области (от 10.06.2020 № 442-пп) предусмотрено софинансирование из областного бюджета. В 2021 году, согласно этому постановлению, мы получили субсидию из области. На выделенные средства были очищены сорок четыре земельных участка. В настоящее время на эти цели область пока денег не дает. Но мы продолжаем принимать заявления от собственников, чтобы при возобновлении софинансирования сразу подать заявку от нашей территории.
Несложно посчитать, что к настоящему времени в Нижнеудинске демонтировано менее десяти процентов от того количества зданий, которые должны быть разобраны. Да это видно и без всяких подсчетов. Стоит только проехать по улицам, попавшим в зону затопления. К примеру, на улице Первая Восточная в районе Аэропорта после наводнения пригодными для проживания остались лишь семь домов из тридцати трёх. И большинство аварийных зданий до сих пор не разобраны.
– У нас расчищены только два или три участка, – говорит жительница улицы Первая Восточная Татьяна Устинова. – Если я не ошибаюсь, эти дома разбирала администрация. Люди в числе первых обратились, и их дома успели снести. Сейчас, вроде бы, уже на это нет денег. По крайней мере, когда я звонила в администрацию по этому вопросу, мне сказали так. И теперь я не представляю, когда и кто приведет нашу улицу в порядок. Рядом с нами заброшенный дом, напротив – тоже. Страшно. По ним же постоянно кто-то шарахается, металл ищут, пиломатериал. Дом напротив дважды горел. Последний раз – месяца полтора назад. Пожар начался ночью, был сильный ветер. Мы тогда очень перепугались. Все соседи выбежали на улицу. Когда это закончится, непонятно. До каких пор мы будем жить среди хлама и руин?
«Пока не выгоняют, будем жить»
Однако не все соседи Татьяны Устиновой, получившие сертификат на новое жилье, съехали из своих старых домов. Одни ждут, когда построится микрорайон «Восточный», потому что вложили свои сертификаты в его строительство, другие, видимо, ждут каких-то жестких мер, которые заставят их освободить свои дома. И такая ситуация не только в районе Аэропорта. По данным администрации города, порядка 850 нижнеудинских семей по сей день не съехали со своих «непригодных для проживания» домов.
– Пока не выгоняют, будем жить, – говорит жительница одного из частных домов по улице Гоголя, попросившая не называть ее имени. – На сертификат мы купили квартиру в Иркутске. В ней сейчас внучка живет. А мы переезжать никуда не хотим. Дом после воды просушили, подлатали. Первую зиму прохладно было, а нынче уже нормально.
Однако нормальным проживание в аварийных домах считают лишь сами собственники. У прокуратуры на этот счет другое мнение. Еще год назад начальник отдела надзора за исполнением законодательства в социальной сфере прокуратуры Иркутской области Анна Минеева высказалась по этому поводу однозначно:
– Проживание в домах, признанных аварийными, недопустимо. Эти строения не соответствуют правилам пожарной безопасности, санэпиднормам, а самое главное, они уже не являются жилыми объектами. Те граждане, которые решили подлатать домик, восстановить его, не имеют права этого делать. Такие дома должны быть снесены.
Продолжать эксплуатировать аварийные дома, по мнению специалистов, преступная халатность, которая приводит к необратимым последствиям, причем не только для собственников этих домов. Согласно данным Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижнеудинскому району, число пожаров, произошедших в зоне затопления за эти два года возросло. Так, за второе полугодие 2019 года в тех районах города, которые были затоплены во время паводка, было зарегистрировано 13 пожаров. За прошлый 2020 год – 33 пожара. С начала 2021 года – уже 18 пожаров. Начальник ОНД и ПР по Нижнеудинскому району Юрий Трунев считает, что рост числа пожаров в зоне затопления напрямую связан с тем, что там до сих пор не демонтированы аварийные дома.
– В домах, которые были подвержены воздействию наводнения в 2019 году, зачастую происходит деформация отопительной печи и электрической проводки. Эксплуатировать объекты, признанные аварийными и непригодными для проживания, опасно! На территории города Нижнеудинска и Нижнеудинского района уже были зарегистрированы пожары, случившиеся по этим причинам, – говорит Юрий Трунев. – Но и пустующие дома – это тоже источник опасности. В них проникают лица без определенного места жительства. Они курят, разводят костры, что также становится причиной пожара. В пожароопасный период брошенные земельные участки и строения представляют особую опасность, так как они с каждым годом зарастают травой и кустарниками, что в свою очередь является дополнительной пожарной нагрузкой, представляющей опасность для жизни людей и объектов инфраструктуры.
Не бывает прав без обязанностей
Свое безответственное отношение к аварийным домам владельцы оправдывают правом собственности. Мол, мое имущество: как хочу, так и распоряжаюсь. Хочу сам живу, хочу квартирантам сдаю. Однако, люди почему-то забывают, что вместе с правом на недвижимость они несут за нее и ответственность. В частности, в соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 4 ст. 30) собственник жилого помещения обязан поддерживать его в надлежащем техническом и санитарном состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей. А когда эксплуатация здания или сооружения прекращается, собственник должен принять меры по недопущению причинения вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора. Этого требует Федеральный закон № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (ч. 1 ст. 37).
Если же собственник не в состоянии выполнять все требования по содержанию или демонтажу своей недвижимости, то ему следует отказаться от нее. В силу статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
– Здания, собственники которых получили выплату за аварийный дом, больше не являются жилыми помещениями. То есть это недвижимое имущество перестало существовать в качестве объекта права, – поясняет начальник отдела жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации Нижнеудинского муниципального образования Елена Кузьмина. – В этом случае собственники должны принять меры к снятию его с кадастрового учета и внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости. До того момента, пока дом не будет снят с кадастрового учета и не прекратится право собственности на жилое помещение, собственник обязан платить налог на имущество физических лиц. Для прекращения права требуется обратиться в Управление Росреестра по Иркутской области с заявлением о снятии с кадастрового учета и аннулировании государственной регистрации права на жилое помещение, признанное непригодным для проживания, его сносе и снятии с регистрационного учета по месту жительства. При неисполнении требований администрация вправе обратиться в суд с исковым заявлением: о понуждении собственника совершить указанные действия. И сегодня у нас в городе уже есть такая судебная практика.
Два года назад, когда на Нижнеудинск посыпались сертификаты на новое жилье, люди в судебном порядке добивались признать их дома непригодными для жилья. Теперь, видимо, в том же судебном порядке их придется выселять из этих непригодных для проживания домов.