О Людях

КРАСНОЯРСКИЙ ТРЕВЕЛ-ЖУРНАЛИСТ СНЯЛ ФИЛЬМ О ТОФАЛАРИИ

Жителям Красноярска журналист Алексей Кривогорницын больше известен как “Бескрайний Леха”. Так называется его авторский проект, который уже более четырех лет выходит на красноярском телеканале “Прима”.

За эти годы Алексей Кривогорницын в своих программах показал землякам достопримечательности Красноярского края, соседней Хакасии, Алтая, Бурятии, Забайкальского края. Настал черед горной Тофаларии. Первый фильм о поездке в Алыгджер по зимнику вышел в эфир в апреле нынешнего года. А недавно Алексей представил зрителям видеоотчет о своей осенней экспедиции в страну гор.

– Изначально идея проекта “Бескрайний Леха” была в том, чтобы показывать места, куда зрители, посмотрев передачу, могут, условно говоря, махнуть на выходные. Это были места, доступные по расстоянию и затратам, – рассказывает Алексей Кривогорницын. – Но постепенно география расширялась. Объездив все окрестности Красноярского края, мы вышли за его пределы.

Побывать в Тофаларии было давней мечтой “бескрайнего Лехи”. Еще с начала двухтысячных, когда журналист впервые увидел какие-то видеозаписи оттуда. По разным причинам поездка все время откладывалась. К примеру, летом прошлого года, когда уже даже были куплены билеты до Нижнеудинска, пришлось отменить планы из-за наводнения.

 

В разведку по зимнику

 

Знакомство с Тофаларией у Алексея Кривогорницына состоялось нынешней весной. До Алыгджера тогда он добирался по зимнику. Итогом той поездки стал сорокаминутный фильм “Тофалария. Бремя последних”. Он вышел на красноярском телеканале в апреле. Сегодня этот фильм можно найти на видеохостинге “YouTube”.

Во время первого путешествия автор проекта “Бескрайний Леха” побывал в поселке Алыгджер. Тогда он познакомился с местным шаманом Юрием Амостаевым, сотрудником этнографического центра Светланой Кангараевой, потомком тофаларов Оксаной Ильковой и ее семьей. Местные жители охотно рассказывали журналисту о своей жизни и угощали местным деликатесом – строганиной печени изюбра. Рассказы об истории тофаларов, об охоте и о шаманских обрядах вошли в фильм Алексея.

– Первая поездка была, можно сказать, разведкой. Мы побывали в Алыгджере и немного посмотрели окрестности, – говорит Алексей. – Уезжая, я знал, что обязательно вернусь туда снова. Это какое-то удивительное место. Я много, где был. Видел разные красивые места. На Алтае, например, живописные горы и реки. Но там все уже такое туристическое, что ли, нет ощущения недоступности и первозданности. В Тофаларии же это сохранилось, есть там что-то шаманское.  Конечно, сегодня многие их легенды больше рассчитаны на приезжих. Но все равно чувствуется какая-то необъяснимая вера этого народа в духов природы. Мне показалось, что она передается из поколения в поколение на неосознанном незримом уровне. Похожее ощущение у меня было в Тундре. Необъятные просторы и совсем иное отношение к жизни и смерти. Для меня Тофалария – одно из самых красивых и диких мест Сибири.

 

В поисках сокровищ

 

Второй фильм “бескрайнего Лехи”, посвященный Тофаларии, называется “Кастарма. В поисках сокровищ”. На этот раз целью экспедиции красноярского журналиста были небольшие камешки – кастармины. Их, согласно тофаларской легенде, создает на дне реки бессмертный дух Кастарма. Это не просто камни, их тофалары считают очень сильными амулетами. Давным-давно у тофов был обряд: человек обходил берег, чтобы, глядя на его образ, дух создал кастармины. На следующий день он должен был снова прийти и собрать эти камни. Они защитят его от злых духов. А шаман по этим камням определит будущее.

Находят кастармины в определенном месте. Именно туда и отправился Алексей Кривогорницын. Его проводником в этой экспедиции стал тофаларский охотник Игорь Бутенко. И, как позже признался Алексей, опыт и спокойствие проводника очень помогли в тех непростых обстоятельствах, в которых оказался их малочисленный отряд (кроме Алексея и его проводника в экспедиции участвовала еще одна красноярская путешественница Наталья Воротынцева).

Несколько дней им пришлось провести в Нижнеудинске – в ожидании летной погоды. Добравшись до Алыгджера, экспедиция на лошадях выдвинулась в тайгу. В первую же ночь, пока путешественники спали в охотничьем зимовье, одна из лошадей упала с крутого склона и расшиблась насмерть. Возник вопрос: продолжать экспедицию или придется возвращаться. Решили продолжить. Через два дня были на месте.

– Мы вычислили, что камни должны быть в районе выхода белой глины. И спустя час там, где долина Кастармы сужается, недалеко от шаманского святилища, действительно, нашли такое место, – рассказывает Алексей.

 

Три дня блуждали по заснеженной тайге

 

Ожидание вертолета и гибель коня оказались не единственными трудностями этой экспедиции. Того, что ждало путешественников на обратном пути, не ожидал никто. Погода резко испортилась. В горах выпал снег. Идти назад тем же маршрутом не получилось. Уровень воды в реках поднялся и перейти их вброд стало невозможно. Игорь Бутенко повел группу другим путем – через горное плато высотой две тысячи метров. Для Алексея эта дорога тоже была незнакомой. Тропинка, которую искал проводник, оказалась под снегом.

– Всю дорогу наверх мы надеялись, что снег вот-вот закончится, и мы выйдем на потерянную тропу, – вспоминает Алексей Кривогорницын. – Внизу температура воздуха была плюсовая, и снег таял прямо на нас. Через полчаса одежда становилась насквозь мокрой. Не спасала даже водооталкивающая пропитка. Чем выше мы поднимались в гору, тем холоднее становилось.

Три дня путешественники блуждали по заснеженной тайге. Время от времени разводили костер, чтобы просушить одежду и хоть как-то согреться. Но это не спасало. Силы были на пределе. Но, к счастью, на третий день небо немного разъяснилось, туман исчез, и стало видно ориентир – гору.

Поздно вечером группа вышла к поселку Алыгджер, откуда несколько дней назад началась их осенняя экспедиция. В поселке даже намека на зиму не было, и местные не могли поверить в рассказы про снежные скитания приезжих путешественников.

– Это был один из самых экстремальных моих походов, – говорит Алексей Кривогорницын. – Мне не приходилось еще столько раз пересекать реку вброд. Вода была очень холодная: думаю, градусов шесть, не больше.  Потом все завалило снегом, и мы долго не могли найти дорогу. Передвигаться на лошади по таким сугробам мне тоже пришлось впервые. Чтобы хоть как-то согреться, шли пешком рядом с лошадью. Но это не особо спасало. Мы так продрогли, что было, на самом деле страшно за собственное здоровье. И то, что ни я, ни Наталья после всего этого не заболели, по-моему, какое-то чудо.

Этот поход оказался сложнее, чем представлял его “бескрайний Леха”. Но, по его словам, было интересно оказаться в таких экстремальных условиях, наблюдать за своими ощущениями, за реакциями других людей. И сегодня тревел-журналист Алексей Кривогорницын уверен, что все в этой экспедиции именно так и должно было быть. За сокровище, если оно в том, что ты открыл для себя новые невероятно красивые земли, нужно чем-то платить. А еще он уверен в том, что Кастарма – не последний его маршрут по Тофаларии. Что ж, ждем новых фильмов.

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.