О Людях

ОНИ НАВСЕГДА ОСТАЛИСЬ В ТОФАЛАРИИ

Передо мной письмо. Точнее, даже не письмо, а текстовый документ. Его автор – Мария Дмитриевна Русяева. Учитель географии и биологии по образованию она пятнадцать лет проработала методистом по туризму и краеведению в Доме детского творчества Нижнеудинска. И этот документ – своеобразный отчет о ее краеведческой работе. Для читателей нашей газеты сам отчет, вряд ли, представляет какую-то ценность. Но некоторые сведения, собранные под руководством Марии Дмитриевны поисковиками-школьниками сорок лет назад, думаем, многим будут интересны.

В Нижнеудинск Мария Русяева приехала в 1976 году. Она устроилась на работу в Дом детского творчества, стала заниматься со школьниками краеведением и туризмом. Со своими юными краеведами Мария Русяева объездила многие музеи области. И в какой-то момент возникла идея создать в Доме пионеров и школьников свой музей. Один раздел рассказывал об истории пионерской организации. Три других раздела были посвящены людям, о которых мы и хотим рассказать читателям.

Именем студента-шестикурсника, погибшего в Тофаларии, назван самый известный всероссийский фестиваль авторской песни

 

Целый раздел в музее Дома пионеров был посвящен памяти Валерия Грушина. Это не наш земляк. Он родился и жил далеко от здешних мест. А вот оборвалась его жизнь в наших краях. Двадцатидвухлетний Валерий Грушин, студент шестого курса Куйбышевского авиационного института, героически погиб в Тофаларии. Но обо всем по порядку.

Отец Валерия Грушина – кадровый военный летчик, поэтому семья колесило по всему Советскому Союзу. Сам Валерий родился в Моздоке Североосетинской АССР в октябре 1944 года. Затем Грушины перебрались на Крайний Север, куда глава семейства Федор Иванович получил назначение. Там родились братья Валерия – Михаил и Александр. Кроме троих мальчиков, супруги Грушины воспитывали еще двоих детей – Нелли и Юрия, которые остались у Грушина-старшего от первого брака после смерти жены. В Куйбышевскую область (в настоящее время Самарскую) семья вернулась в начале 1950-х годов. Федор Иванович служил в селе Кинель-Черкассы и на станции Звезда. В 1957 году семья окончательно поселилась в городе Новокуйбышевск. Там Валерий с отличием окончил школу №6.

Уже тогда, в школьные годы, он увлекся турпоходами. И из каждого похода привозил новые песни. Ими Валерий щедро делился со своими слушателями. Вероятно, музыкальные способности передались Валерию от матери, Беллы Яковлевны, которая училась в музыкальной школе, прекрасно пела и играла на инструменте. После школы Валерий Грушин поступил в Куйбышевский авиационный институт им. С.П. Королева, где авторской песней увлекались многие. Созданное им трио «Поющие бобры» приобрело популярность, как в институте, так и за его пределами.

Главным увлечением Валерия Грушина были походы. К своим двадцати двум годам он успел побывать в Карпатах, Саянах, на Урале, Алтае и Кольском полуострове. Вот и в наш Нижнеудинский район его также привела страсть к туристическим походам. В конце августа 1967 года самолет «кукурузник» доставил группу студентов-туристов в поселок Нерха. К вечеру ребята добрались до метеостанции Хадома. Ее начальник оказался гостеприимным человеком. Он накормил студентов, оставил их ночевать в своем доме.

Утром 29 августа начальник метеостанции решил отвезти в Нерху двух сыновей и племянницу, гостивших у него. Вчетвером они сели в моторную лодку. В тот день течение реки было довольно сильным. Лодка двигалась с большой скоростью. В какой-то момент она наскочила на вал. Судно перевернулось. Начальник станции, его дети и племянница оказались в воде, начали тонуть. На берегу находились лишь два человека: жена начальника метеостанции и Валерий Грушин. Парень, не раздумывая, бросился в воду. Сначала он спас девушку, помог ей добраться до берега. Затем Валера вернулся к лодке, чтоб вытащить застрявшего в камнях мальчика. Но ледяная вода и сильное течение не позволили ему это сделать. Студент Валерий Грушин скрылся под водой.

Начальник метеостанции, его сыновья и племянница остались живы. А Валерия Грушина с тех пор больше никто не видел. Его тело не нашли. На берегу реки Уда, в районе миллионных порогов, на месте героической гибели студента Куйбышевского авиационного института установили барельеф.

Друзья Грушина через год после его гибели собрались вместе. Они вспоминали Валерия, пели его песни. Так родился ежегодный фестиваль авторской песни им. Грушина, проходящий на берегах Волги под Самарой в первые выходные июля. Остановочный пункт «135-й километр» (место проведения фестиваля авторской песни) в 2001 году был переименован в «Платформу имени Валерия Грушина».

«Тело мое похоронить на Родине, а сердце – в Тофаларии»

 

Геодезисту-писателю Григорию Федосееву также был посвящен целый раздел краеведческого музея, созданного при нижнеудинском Доме пионеров. Он родился в 1899 году в Ставропольском крае. Учился в Краснодаре – в Кубанском политехническом институте. С 1926 по 1959 годы на полевых геодезических работах, главным образом в районах Восточной Сибири, прошел путь от рядового исполнителя до руководителя экспедиции Новосибирского аэрогеодезического предприятия ГУГК.

Полная приключений и опасностей работа полевика-геодезиста дала Григорию Федосееву богатый материал для его книг о труде первопроходцах: «Таежные встречи», «Мы идем по Восточному Саяну», «В тисках Джугдыра», «Смерть меня подождет», «Пашка из Медвежьего лога», «Злой дух Ямбуя». Эти его книги неоднократно переиздавались не только в России, но и в десятках стран Зарубежья.

Выйдя на пенсию и став профессиональным писателем, Федосеев не терял связи с геодезическим производством, неоднократно выступал перед новыми поколениями геодезистов на разных предприятиях ГУГК. Активно участвовал в общественной жизни страны, был депутатом краевого совета, членом правления Союза писателей РСФСР, членом бюро Краснодарской писательской организации.

Работал Григорий Федосеев во многих местах России, в том числе и в нашей Тофаларии. И очень она ему полюбилась. Писатель даже оставил такое завещание: «Сердце мое похоронить в Тофаларии, а тело на Родине». Друзья исполнили завещание Григория Анисимовича. Часть праха похоронили в Краснодарском крае, часть – в горах полюбившейся ему Тофаларии. На одном из перевалов пика Грандиозный в горах Восточных Саян в 1968 году был установлен памятник мужественному первопроходцу и писателю. Восьмигранное каменное основание металлического памятника хранит замурованную урну с прахом Григория Федосеева. В 1971 году постановлением Совета Министров РСФСР перевал этот был назван перевалом Федосеева. А в 2004 году горой Федосеева назвали одну из вершин Станового хребта, а соседний перевал стал носить имя одного из главных героев его книг – Улукиткана.

«Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну»

 

В советские годы три фамилии – Кошурников-Журавлев-Стофато, были известны всем в нашей стране. В честь их подвига слагали песни и снимали фильмы. Сегодня же об этих людях и их страшной гибели в горной Тофаларии в суровом сорок втором году знают, разве что, единицы.

Александр Кошурников – инженер-исследователь местности для постройки железной дороги. Он родился в семье строителя железных дорог, изыскателя Михаила Кошурникова. В 1913 году семья переехала в Томск. Здесь Александр окончил губернскую гимназию, затем – инженерно-строительный факультет Томского технологического института. С 1930 года работал в Новосибирском Сибдоржелстрое (другое наименование – трест «Сибстройпуть») начальником группы партии технических изысканий железных дорог. В 1939 году стал проектным изыскателем Сибтранспроекта.

В 1942 году руководимая Кошурниковым экспедиция, включавшая еще двух человек (Алексей Журавлев и Константин Стофато), погибла при проведении изысканий, необходимых для строительства будущей железной дороги Абакан – Тайшет. Обстоятельства гибели последней экспедиции Кошурникова удалось восстановить год спустя, когда рыбак поселка Нижне-Казырский Иннокентий Степанов нашел останки Кошурникова и его дневник.

Руководитель изыскательной экспедиции подробно описывал в своем дневнике долину Казыра и его притоков, геологическое строение террас, водные характеристики реки. Почти месяц группа занималась исследованием местности. 5 октября 1942 года отряд Кошурникова вышел на оленях из села Верхняя Гутара, за неделю достиг Казыра и двинулся вниз по реке на плоту. Так отряд прошел по реке 180 километров. До ближайшего населенного пункта оставалось 52 километра. 2 ноября случилась трагедия: их плот на стремительной реке затащило под лед и только одному Кошурникову удалось добраться до берега. Последняя запись в дневнике Александра Михайловича была сделана 3 ноября:

«3 ноября, вторник. Пишу, вероятно, последний раз. Замерзаю. Вчера 2/XI произошла катастрофа. Погибли Костя и Алеша. Плот задернуло под лед, и Костя сразу ушел вместе с плотом. Алеша выскочил на лед и полз метров 25 по льду с водой. К берегу пробиться помог я ему, но на берег вытащить не мог, так он и закоченел наполовину в воде. Я иду пешком. Очень тяжело. Голодный, мокрый, без огня и без пищи. Вероятно, сегодня замерзну».

До тех пор, пока тело Кошурникова не нашли, отряд считали дезертирами. Оправдали изыскателей только тогда, когда были найдены останки и дневник руководителя группы. Тела Журавлева и Стофато так и не были найдены. Они навсегда остались в Тофаларии.

Сейчас именем этих отважных людей – Кошурникова, Журавлева, Стофато – названы станции магистрали Абакан-Тайшет, улицы в поселках и селах.

Об авторе

 

Русяева Мария Дмитриевна родилась 5 августа 1935 году в Братском районе. Среднюю школу окончила с серебряной медалью. В 1959 году окончила географический факультет Иркутского государственного университета. Работала учителем географии и биологии в школах Усольского, Тулунского, Иркутского районов. В 1976 году приехала с мужем в город Нижнеудинск. С этого времени до выхода на пенсию (1990 г.) работала в Доме детского творчества методистом по туризму и краеведению, руководителем кружка «Рукодельница».

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.