Медицина и здоровье
“НАС СПАСУТ НЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОЙКИ В БОЛЬНИЦАХ, А ПРОСТАЯ СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ И САМОДИСЦИПЛИНА”
Ежедневно в Нижнеудинском районе, как и по всей Иркутской области, фиксируются новые случаи заболевших коронавирусом. Резкий рост этого показателя говорит о том, что до нас дошла так называемая “вторая волна” заболеваемости. Об осенней вспышке коронавируса врачи предупреждали еще в начале лета. И хоть многие и надеялись на то, что тревожные прогнозы окажутся ложными, сегодня мы видим, что вирус никуда не ушел.
Первый случай заражения Ковидом-19 был зафиксирован в Нижнеудинском районе 21 мая. Тогда на карте распространения коронавирусной инфекции в Иркутской области наша территория “окрасилась” в оранжевый цвет. А жители с тревогой стали ждать новостей. В конце июня число заболевших увеличилось до тринадцати человек. Еще через месяц их было уже полсотни. В конце лета, 31 июля, общее число заболевших составляло 126 человек. Сегодня, спустя почти пять месяцев с первого случая, у нас на территории официально подтверждено 254 случая заболевания. Из этого числа 175 человек уже вылечились, 13 человек проходят лечение в инфекционном отделении нашей больницы, 1 человек лечится в Братске, остальные – на амбулаторном лечении. Четверо наших земляков умерло от коронавируса.
После каждого нового выявленного случая специалистами Роспотребнадзора определяется круг контактных лиц, им выдаются Постановления о самоизоляции. К настоящему времени выдано более 1200 таких постановлений. Все контактирующие первого порядка (семья и те, с кем пациент находится в близком контакте) обследуются на коронавирус. Также анализ на новую инфекцию, по словам заместителя главного врача ОГБУЗ “Нижнеудинская РБ” по лечебной работе Оксаны Голубевой, берется у пациентов с диагнозом внебольничная пневмония и у пациентов, имеющих подозрительные клинические показания: длительную высокую температуру, кашель, выраженное недомогание. Обследуют на ковид и всех пациентов, направляемых на госпитализацию в областные учреждения здравоохранения в экстренном или плановом порядке из стационарных или амбулаторных отделений нашей больницы. Особое внимание уделяется беременным женщинам. Их всех перед планируемыми родами обследуют на коронавирус, и обязательно на любом сроке беременности, если у женщины есть признаки респираторной инфекции любой тяжести.
Ежедневный мониторинг здоровья детей проводят школы и детские сады района. Среди заболевших на нашей территории с начала пандемии пятнадцать детей, в том числе пятеро болеют сейчас. И если весной школы были переведены на дистанционное обучение, дети сидели по домам и их контакты были минимизированы, то сегодня дети учатся очно. На нашей территории 40 школ, в них сформировано 540 классов-комплектов. В них учатся почти девять тысяч школьников. По словам начальника Управления образования Владимира Лузгина, в настоящее время на карантин закрыт один класс-комплект, где у ученика подтвердился ковид. Дети занимаются дистанционно. Детские сады территории работают в режиме дежурных групп. 1156 детей посещают 102 дежурные группы.
Еще во время так называемой “первой” весенней волны коронавируса для предупреждения распространения новой инфекции на территории Нижнеудинского района был создан Оперативный штаб, куда вошли представители медицинской службы, полиции, образования, Роспотребнадзора и других ведомств. Возглавил этот штаб мэр района Анатолий Крупенев. В минувшую пятницу в районной администрации Оперативный штаб был вынужден собраться вновь.
Сегодня ситуация с коронавирусом даже сложнее, чем была весной
Отмечается большой по сравнению с весенним периодом рост числа заболевших людей. Возможно, это связано с мутацией вируса, а, может быть, дело в том, что люди попросту расслабились. На дверях всех магазинов и аптек вот уже несколько месяцев висят объявления о том, что покупатели без масок обслуживаться не будут. И поначалу, весной, это правило, в основном, соблюдалось. Сейчас же не то что покупатели, даже продавцы и кассиры зачастую не используют защитную маску. По поручению мэра Анатолия Крупенева специалисты отдела потребительского рынка товаров и услуг районной администрации совместно с сотрудниками полиции провели в пятницу рейд по магазинам сельских территорий. И там ситуация оказалась неудовлетворительная.
– Одна группа у нас ехала в сторону Алзамая, другая побывала в Дауре, Шеберте, Худоелани, Хингуе, – рассказала начальник отдела Ирина Мамойко. – И если продавцы, в большинстве случаев, были в масках, то покупатели практически везде – без них. И всех обслуживают. Хотя для владельцев магазинов – это прямое нарушение нового Указа Губернатора. Согласно этому документу, юридические лица обязаны исключить вход в свои помещения людей без средств индивидуальной защиты. Сегодня в общественных местах, а магазин – одно из таких мест, не должно быть людей без масок. Важно всем понять, что ни у себя дома, ни гуляя в одиночестве по улице, человек не может “подхватить” этот вирус. А вот в общественном месте – запросто. И обезопасить себя можно, только надев маску.
Ирина Мамойко также отметила, что далеко не во всех магазинах защитные маски есть в продаже. И этого, по ее словам, тоже быть не должно. Покупатель должен иметь возможность приобрести маску, если у него нет ее с собой. В Худоеланском магазине, например, для покупателей сделаны самодельные маски из влажных салфеток. Такие маски стопочкой лежат на входе.
На заседание Оперативного штаба были приглашены представители крупнейших торговых сетей Нижнеудинска. Они рассказали, что все эти пять месяцев дезинфицирующая обработка помещений магазинов проводится регулярно. А вот масочный режим, увы, соблюдать перестали. “Мы, наверное, расслабились. И ждали каких-то указаний по этому поводу, – признались представители городских торговых центров. – Сегодня эти указания мы получили. И теперь ужесточим контроль”.
– Не обслуживайте без масок. Одного-двух покупателей отправьте ни с чем – молва быстро разлетится, – посоветовал мэр Анатолий Крупенев.
Однако, по словам представителей торговых центров, люди часто заходят в магазин в маске, пока ходят по торговому залу, снимают ее, а перед кассой вновь одевают. И проконтролировать каждого покупателя невозможно, на это попросту не хватает сотрудников. Чтобы помочь “вернуть” масочный режим в наши магазины, было принято решение организовать волонтеров и провести рейды совместно с полицией. В отношении нарушителей масочного режима будут составляться протоколы. Людям грозят реальные штрафы.
К общественным местам относятся не только магазины
Но и все учреждения и организации, которые работают на территории, и куда приходят люди: офисы банков, управляющих компаний, налоговой службы, социальной защиты населения и другие. Руководство этих организаций также не должно забывать о своей ответственности, прописанной в Указе Губернатора.
Очень непростая ситуация и в целом по области. К концу прошлой недели число подтвержденных случаев в регионе приблизилось к почти двадцати с половиной тысяч человек. С 12 октября в Иркутске введен запрет на проезд в общественном транспорте без маски. Такое решение приняли все компании-перевозчики, работающие в областном центре. Теперь водители иркутских автобусов, троллейбусов и трамваев имеют право не продолжать движение, если в салон зайдет пассажир без маски. А за отказ ехать в средствах защиты предусмотрен штраф.
В Нижнеудинском районе крупнейшим перевозчиком является предприниматель Андрей Худяков. По его словам, во всех автобусах размещены объявления о том, что без маски вход запрещен. Сами водители работают в масках. А вот пассажиры, увы, не все соблюдают это требование.
– Все знают, что без маски нельзя. Но все равно садятся. Менталитет, видно, у наших людей такой, – говорит Андрей Худяков. – Не будет же водитель с каждым пассажиром ругаться. И не ехать дальше – тоже нельзя. Не все же без маски. Как быть с теми, кто в маске и уже оплатил проезд? Здесь приходится только на сознательность людскую рассчитывать.
На сознательность наших людей очень надеются и медики. Если прирост числа заболевших не снизится, места в ковидном госпитале, который оборудован на базе инфекционного отделения, скоро закончатся. Как и силы самих медработников. За период пандемии коронавирусом заразились восемнадцать нижнеудинских медиков.
– Мы же тоже люди. И мы тоже болеем. Сегодня всем важно понять одно: нас спасут не дополнительные койки в больницах, а сознательность и самодисциплина, – говорит заместитель главврача РБ Оксана Голубева. – До тех пор, пока каждый человек не станет соблюдать простые меры безопасности – надевать маску в общественных местах и мыть руки – мы будем болеть.
Вопрос-ответ
Где в Нижнеудинске можно сделать анализ на коронавирус?
“В организации, где я работаю, есть подтвержденные случаи заражения коронавирусом. В прямом контакте с заболевшими я не была. Поэтому на больничный меня не отправили и анализ не брали. Но я бы хотела сдать его сама, чтобы знать, здорова ли я. Со мной дома живет пожилая мама. Я переживаю, что могу ее заразить. Могу ли я платно сдать анализ в ЦРБ или Узловой больнице?” Светлана Г.
Отвечает главный врач ЧУЗ “Поликлиника “РЖД-Медицина” г. Нижнеудинск Сергей Гордеенок:
– Узловая больница делает платные анализы на коронавирусную инфекцию. С 9 до 11 часов нужно прийти к нам в больницу и оплатить стоимость анализа в кассу. После этого у вас возьмут мазок или кровь, в зависимости от того, какое исследование вы хотите сделать. Мы делаем стандартный анализ, при котором берется мазок из зева и носоглотки. Делается такой анализ в Иркутской лаборатории; материал для исследования мы отправляем туда два раза в неделю. Готовность – два-три дня (возможна задержка результата анализа в связи с большим количеством исследований в лаборатории Иркутска). Второй анализ, который у нас можно сделать – экспресс-тест. Для него кровь пациента наносится на тестовую полоску. Результат получаем уже в течение пятнадцати минут.
Стоимость анализов – порядка двух тысяч рублей. Это дорогостоящие исследования. Только пробирка со специальной средой, куда помещается биоматериал пациента, стоит тысячу рублей. Шестьсот рублей – защитный костюм лаборанта, который осуществляет забор материала на анализ. Остальное уходит на доставку до лаборатории и выполнение самого исследования.
Отвечает заместитель главного врача ОГБУЗ “Нижнеудинская РБ” по лечебной работе Оксана Голубева:
– Анализ на ковид на платной основе можно сдать в поликлинике Центральной районной больницы по адресу Кашика, 2. Стоимость анализа – 1800 рублей. Нужно прийти в поликлинику, обратиться в кабинет 108. Там заключается договор на оказание платных услуг и пациента направляют в процедурный кабинет для забора анализа. Результат будет готов через два-три дня.
“Когда я сдавал анализ, симптомов болезни у меня не было. Недомогание я почувствовал позже”
Десять месяцев назад мир впервые заговорил о новом опасном коронавирусе Ковид-19. С тех пор его название прочно вошло в речевой обиход населения нашей планеты, а сам вирус изменил привычную человеческую жизнь на всех континентах Земли. “Тракт” поговорил с нижнеудинцами о том, как коронавирус повлиял на их жизнь.
Сергей Деркач:
– Помните историю, когда в Усть-Куте много вахтовиков заболело. Так вот я был в их числе. Работаю в нефтяной компании, на вахту езжу в Усть-Кут. В конце апреля в очередной раз уехал на работу. В день заезда мы сдали анализ на коронавирус; у меня был отрицательный. Всех разместили в обсервацию на две недели. Через десять дней – повторный анализ. У меня снова отрицательный результат, а человек у двадцати коронавирус подтвердился. Их забрали в больницу. Нам продлили срок изоляции. Через какое-то время брали третий раз анализ. Еще выявились заболевшие. У меня положительный результат показал четвертый анализ. Причем, когда я сдавал анализ, симптомов болезни у меня не было. Недомогание я почувствовал позже. Поднялась температура, сильно болела голова. Дней через пять перестал чувствовать запах. Этот симптом, кстати, у всех был. У кого-то еще был кашель и насморк, с виду все, как при обычной простуде. Но у многих еще и легкие поражались. На специальном аппарате нам обследовали легкие. Из шестерых человек, с которыми я ездил в больницу, у четверых легкие были повреждены на 20-30 процентов. В общем, я пробыл в Усть-Куте тогда два месяца. За это время нас несколько раз переселяли из одного помещения в другое. Без конца брали анализы. Короче, вымотался я сильно. Хорошо, что хоть оплата по среднему за этот период шла. Когда вылечился, снова сдавал анализы, и после двух отрицательных результатов мне выдали справку о том, что я переболел и отправили домой. Две недели я отдохнул и в середине июля снова уехал на вахту. Но в этот раз двухнедельная обсервация была в Иркутске. Мы там сдавали анализы, и у тех, кто переболел, в крови были обнаружены антитела к коронавирусу. Я только недавно домой приехал. Сейчас из-за пандемии у нас срок вахты изменился. Раньше было так: месяц работаем, месяц дома. А теперь заезжаем больше, чем на два месяца.
Анна Тяпкина:
– Да что говорить: расслабились мы все. Весной, когда все это только началось, из дома старались не выходить лишний раз. А если вышел – только в маске и перчатках. Это уже было в привычке. Сейчас тоже и маска, и перчатки у меня с собой. В сумке лежат. Но теперь я надеваю их только в больнице или аптеке. Ну и в магазине иногда. Хотя понимаю, что опасность никуда не ушла. Так что нам всем надо снова беречься. Я себе прививку от гриппа поставила. Надеюсь, поможет.
Анастасия Борисюк (с дочкой Лизой):
– Все хотят быть здоровыми, и я тоже, конечно. Дома – куча антисептиков. В общественных местах надеваю маску, стараюсь соблюдать дистанцию, когда это возможно. Да и многие, я смотрю, придерживаются этих правил. Сейчас вот, например, я была в больнице – все в масках, некоторые даже в перчатках. Надо беречься. Я считаю, что хотя бы те меры безопасности, которые под силу каждому, нужно выполнять. В полной изоляции мы уже попробовали жить, когда все было закрыто. Больше так не хочется. Да и за детей переживаю. Они у меня школьники. От дистанционного обучения, на мой взгляд, эффекта мало. Я по сыну сужу. Всегда учился отлично, а в прошлом году за последнюю четверть троек нахватал. В классе контроля было больше.
Наталья Карелина:
– На днях от коронавируса умерла моя тетя. Она жила в Ангарске. Заболела и какое-то время не обращалась в больницу. Сейчас в Шушенском болеет дядя. Надеюсь, что с ним все будет хорошо. Я и сама недавно была на двухнедельной самоизоляции с подозрением на коронавирус. Простудилась. Думала: отлежусь денек-другой, как это бывает, и все. Но лучше не становилось. Пропал голос, заложило нос, поднялась высокая температура. Я пошла на прием к Елене Николаевне Жуковой. Она осмотрела меня, послушала и сразу направила на рентген и анализ на коронавирус. Я так поняла, что этот анализ сейчас берут у всех, кто обращается с простудными симптомами. Для этого на первом этаже поликлиники отведен специально оборудованный кабинет. Лаборант – в защитном костюме. Все организовано, как положено. Мне назначили лечение и отправили на больничный – на пятнадцать дней. Я на всякий случай изолировалась от семьи, никуда из дома не выходила. На восьмой или девятый день пришел мой результат – отрицательный. Коронавирус у меня не подтвердился. Всем важно понять: никто из нас не застрахован от этого вируса. Я лично знакома с несколькими нижнеудинцами, которые уже переболели. Не надо паниковать и считать это заболевание каким-то “клеймом”. Нужно прислушиваться к своему организму и вовремя обращаться к врачу. Я очень благодарна Елене Николаевне Жуковой и ее медсестре Екатерине Леонидовне Цыгановой за ответственное отношение к пациентам. Алгоритм действий у наших докторов правильный. Многое зависит от иммунитета заболевшего и оттого, когда человек пришел в больницу.
Антонина Алексеенко:
– К счастью, среди моих знакомых заболевших нет. Но я понимаю, что это очень тяжелое заболевание. Вон что в других странах творится. Ужас! Телевизор посмотришь – и еще страшнее становится! Я себе прививку от гриппа поставила. Надеюсь, что она хоть как-то меня защитит. Я бы и от коронавируса привилась, но, вроде, у нас пока такие прививки не ставят. Хотя, точно я не знаю. У нас вообще как-то мало информации на нашем местном уровне. Про страну в целом по новостям передают, данные по области, тоже можно по телевизору услышать. А вот про то, что у нас в городе происходит, я лично мало знаю. Смотрю на людей: все расслабились. Маски носят единицы, прививки от гриппа многие не ставят якобы боятся. Мне кажется, все это происходит от недостатка информации. Мы не знаем, какая сегодня у нас ситуация. По-моему, врачи должны на телевидении или в газете постоянно рассказывать людям обо всем, разъяснять.
Анна Хоровенько:
– Меня коронавирус коснулся прямым образом. Я – медсестра инфекционного отделения. Все это время мы работаем в особом режиме. С 1 мая наше отделение переехало в Узловую больницу, а здание инфекционного отделения было подготовлено для приема коронавирусных больных. Первый пациент у нас появился 21 мая. С этого времени, можно сказать, мы работаем “вахтовым” образом. Девять человек – врач, четыре медсестры и четыре санитарки – заезжают в инфекционное отделение на две недели. Все это время мы там работаем, отдыхаем, едим, спим, словом, живем. Без выезда куда-либо. Мой первый заезд был с 4 по 18 июня. И таких “вахт” у меня было уже четыре. Скажу честно, это тяжело. И нам, и нашим семьям. У меня двое маленьких детей, которые, конечно же, скучают, и я по ним скучаю. Но понимаю, что я медик и сейчас обязана быть там. Это и физически не просто. Чтоб все понимали: прежде, чем зайти в рабочую зону, мы надеваем на себя защитный костюм, маску, перчатки. В это время ничего снимать с себя нельзя. По окончании рабочего времени раздеваемся, костюм, маску и перчатки дезинфицируем и утилизируем, моемся и только потом выходим в так называемую “чистую зону”. Каждый раз перед возвращением домой у нас берут анализ на коронавирус. У меня, к счастью, всегда был отрицательный результат. А одна моя коллега, несмотря на все наши защитные средства, заразилась от кого-то из пациентов. Отработав две недели в отделении, она была вынуждена уйти на самоизоляцию. Это действительно очень заразное заболевание. И все люди должны это понимать и по возможности беречь себя и окружающих.