О Людях

«ПОРОЙ ВСЕ ЭТО ХОЧЕТСЯ ЗАБЫТЬ, КАК ДУРНОЙ СОН…»

26 апреля – День участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф и памяти жертв этих аварий и катастроф. Среди 600 000 человек, участвовавших в ликвидации аварии на Чернобыле, был и наш земляк Александр Голоушкин.

Слово Чернобыль стало синонимом страшной аварии, которая навсегда изменила судьбы миллионов людей. 26 апреля 1986 года на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции прогремел мощный взрыв. Он сорвал крышку реактора и открыл выход в небо гигантскому радиоактивному облаку, которое прошло над всей европейской частью бывшего СССР, Восточной и Северной Европы и достигло побережья США. Произошла страшная авария, в результате которой радионуклидами было загрязнено свыше 145 тысяч квадратных километров территории Украины, Белоруссии и России, пострадало около пяти миллионов человек. Для ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы были мобилизованы значительные ресурсы.

Среди ликвидаторов Чернобыльской аварии был и наш земляк, уковчанин Александр Анатольевич Голоушкин. Александр Анатольевич поделился своими воспоминаниями:

– Я был ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС с августа по декабрь 1988 года. Попал на ликвидацию от военкомата в 1988 году. Может, поэтому и живой еще. Просто призвали из запаса и все. Я в то время уже женат был, имел двоих детей. Нас забирали якобы на сборы. Посадили в эшелон, мы даже не знали, куда нас везут. Когда уже приехали в Киев, нас там выгрузили. Вот там мы и поняли, что едем в Чернобыль. А куда ты оттуда уже денешься? Жили мы за 30-километровой Зоной. А на реактор нас на работу привозили.

Работал в реакторном цехе, где из-за высокого уровня радиации работать без перерыва можно было лишь несколько минут. Сначала проходит радиолог, измеряет какая радиация и высчитывает, сколько ты работаешь. Три раза по одной минуте отработал, все, свою дозу схватил. Приезжаешь на станцию, тебя переодевают в другую робу, свою одежду оставляешь и идешь работать. Потом отработал, идешь в душ, помылся, идешь через радиологов, меряют радиацию, если светишься, то опять иди назад, мойся еще, пока чистый не будешь. Только тогда проходишь, переодеваешься и увозят. Радиации там много было. Аппаратура такая стояла, проходишь мимо, если радиация светит у тебя, она пищит – все, иди назад, иди – мойся. Если потом опять пищит, то одежду опять скидывают, новую дают, снова проходишь. То есть уже не сам «светишься», а вещи на тебе какие-то. А когда уже выходишь, еще простым дозиметром померяют.

Постоянно было какое-то напряжение, внутренний страх. При мне погибали люди. Вокруг ходили огромные, как коты, крысы, которые рычали, как собаки. Голуби летали лысые. На яблонях росли огромные хрустальные яблоки – прозрачные, как стекло. И красивый, но мёртвый город – Припять. Все дома там брошенные, с мебелью и бытовой техникой, в гаражах – машины. Мародеров – пропасть! Вскрывали квартиры и гаражи, не боясь никакой радиации, ловили их там. Про Рыжий лес знаете? Там заходишь в этот лес, а там хвоя вся красная, даже не рыжая, а именно красная, поэтому и назвали так – рыжий лес. А честно, сказать, порой всё это хочется забыть, как дурной сон…

На вопрос: «Ощущаете ли вы себя героем?», Александр Анатольевич ответил: «Да каким героем? Я выполнял долг перед Родиной!»

В День памяти Чернобыльской трагедии хочется пожелать спокойствия, мира и крепкого здоровья Александру Анатольевичу! Пусть никакие беды и разрушения не коснутся вашей семьи, будьте здоровы и благополучны!

Елена Байкова, зав. отделом библиотеки п. Ук

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.