О Людях

БЕЗ ЛЮБВИ НЕВОЗМОЖНО ОСТАВАТЬСЯ ГАЗЕТЧИКОМ

Собрание в апреле 1965 года определило второе рождение Нижнеудинской газеты “Путь Ильича”. Новоиспеченные сотрудники редакции разместились в старинном низеньком деревянном домишке с дощатым крылечком. Внутри были три тесноватые комнатки, еще одна комнатка предполагала приемную, и узкий длинный коридор, плотно заставленный рулонами газетной бумаги. Возле них мы и стояли тесной группой во главе с редактором Иваном Ананьевичем Тумаковым.

– Времени у нас с вами нет, – так, без предисловий, начал разговор Иван Ананьевич. – Готовим первый номер газеты, и каждый из вас думает, с чем мы обратимся к читателям и о чем расскажем им в первую очередь. Так что творческого вам настроя, ребята!

Компания “ребят” была разношерстной. Молодые амбициозные Алексей Нечипоренко, Анатолий Парилов, а вот Эдуард Матвеевич Белоглазов, Василий Фадеевич Овсянкин, Игорь Николаевич Осипов – люди зрелого возраста, держались уверенно и на нас молодых поглядывали несколько покровительственно. Евдокия Федотовна Левченко, Дмитрий Иннокентьевич Помазанов, Александр Афанасьевич Тимофеев тоже принадлежали к старшему поколению. Но сколько интереса было в их глазах и готовности к работе!

Вскоре в редакции появился замечательный человек – Нина Хороших. Долгие годы она работала секретарь-машинисткой. У нее была феноменальная способность скоростного набора. Нина успевала за всеми нами. Леша Нечипоренко уезжал в Алзамай, а когда через два-три дня возвращался, то выкладывал ей на стол кучу исписанных мелким почерком листов. Почерк она разбирала любой и не уходила с работы, пока не наберет все материалы.

Незаурядными личностями в нашем коллективе были Николай Кузьмин и Николай Дюкляев. Коля Кузьмин отслужил на подлодке и с рвением бывшего моряка взялся за работу, ездил по леспромхозам, промышленным и железнодорожным предприятиям. На его счету многочисленные интервью с директорами, рассказы о мастерах цехов, разделочных эстакад, рядовых тружениках. Впоследствие он заменил в должности зам.редактора Игоря Осипова, который уехал из Нижнеудинска. А Коля Дюкляев, отслуживший в наших частях в Прибалтике, кстати, сельский парень, до прихода в редакцию работал в вагонном депо. Однако Иван Ананьевич убедил его “немного поработать” в отделе сельского хозяйства. Но так и остался Коля в этом отделе на долгие годы.

 

К нему в отдел и пришла иркутянка с дипломом журналиста Елена Кашменская. Горожанка до мозга костей, она с головой погрузилась в сельское хозяйство. Уезжая в очередную командировку, она гордо говорила нам “пока”, мол, завидуйте. А утром хвалилась, с каким удовольствием пила парное молоко “прямо из-под коровы”.

В те первые годы мы не заметили, как стали дружной творческой семьей. Все как один одержимые нашей газетой. Тогда, в шестидесятые, в народе ее ласково называли “Путевка”.

Популярность нашей газеты росла. Ее читали и горожане, и сельчане. Подписка входила в активную фазу. Однако наш шеф Иван Тумаков был недоволен результатом и однажды поставил перед нами амбициозную задачу – увеличить подписку даже втрое. Тут было над чем задуматься. Но, как говорится, глаза боятся… Обсудили, с чем надо обратиться к железнодорожникам, лесопереработчикам, заводчанам. Что сказать учителям и медработникам. Словом, каждый из нас направился туда, где часто бывал и хорошо себе представлял проблемы того или иного предприятия. И мы, конечно, интересовались, о чем хотелось бы людям прочитать в “Путевке”.

Трудовые будни наших земляков, несомненно, были главной темой газетных публикаций. Но немало было и критики в адрес руководителей предприятий, нередко под нее попадали председатели колхозов. Иногда корреспондент – автор такой статьи вызывался на “ковер” в райком или в горком партии. Отчитывали автора, мол, нельзя ли помягче. Приходилось отстаивать свою позицию. Словом, наша работа “в массах” возымела успех. Люди, что называется, от станка открывали нам глаза на то, чего мы не замечали и о чем нельзя молчать. Да, мы не побоялись идти в народ, услышать мнение о себе и о своей газете. Подписку мы подняли, тем самым обеспечили рентабельность “Путь Ильича”. Таких рентабельных газет в области было всего четыре.

Без любви невозможно оставаться газетчиком долгие годы. Да, это была любовь с усталостью от бесконечных поездок, с ночным сидением с блокнотом – твоим вечным другом и помощником, когда ты пишешь репортаж в номер.

Ответсекретарем у нас работал Альберт Кваченко. Позже Альберт Николаевич будет назначен редактором газеты. Если наш давний читатель помнит, газета наша изменила название и стала “Нижнеудинским вестником”. К восьмидесятым годам “Вестников” в области развелось немало. Но народ долго еще называл нашу газету “Путевкой”. Нет ничего сильнее памяти народной.

На газике, позже на уазе, мотались по району, добирались туда, где валили лес, и где шла битва за урожай, где трудились истинные асы у станков и на стройках. И не только. Мы рассказывали о тех, кто выпускал хлеб для населения, кто колдовал над сладкой продукцией на кондитерской фабрике. кто работал на маслозаводе. Писали о пивоварах. Без хвастовства, но мы были …всюду.

Редакция – это не только журналисты. Это корректоры. Вычитают каждую строку, потом правка и снова читка “набело”. Наш неизменный корректор Галина Кузьмина, верная спутница жизни журналиста Николая Кузьмина. До самой пенсии работала ее помощницей Надежда Михайловна Черных. Галина давно на отдыхе, рано она осталась вдовой.

Валерий Григорьев, наш собкор, жил в Алзамае. Его приезда в редакцию мы всегда ждали с нетерпением. Скромный по натуре, тем не менее, он был открытым человеком. Исключительно светлая душа была у Валеры. Он много писал и много снимал. Редакционная фотолаборатория всегда была в его распоряжении. Снимки Григорьева долго хранились в редакционном архиве.

За долгие годы газета обросла целой армией внештатных корреспондентов. Они были и среди деповчан, заводских рабочих, экономистов, учителей. Заметки привозили в редакцию из поселков и сел. В Алзамае образовалась целая группа внештатников! Кое-кто из них писал рассказы о людях, с которыми работал бок о бок. Это Леонид Шилько, Лев Тумаков,  Нина Тяпкина, Сергей Кремлев, Алексей Жданов, Любовь Солдунова, Мария Чернышкова, а также старейший друг редакции Михаил Покровский. Ему было уже за 80 лет, по образованию он был педагог, в свое время участвовал в педагогическом слете в Москве, который проводила Надежда Крупская. И многие другие.

Из локомотивного депо после смены прибегал со своими заметками Владимир Лучкин. А позднее появилась очень интересный автор из музея депо Тамара Ермошкина. Ее материалы о деповских династиях, о фронтовиках-железнодорожниках не имели цены.

Из Тайшета приехал Юрий Рушенцов, он стал нашим фотокорром. А его жена Лидия оказалась классным специалистом-линотипистом. Так что набор текстов газетных был в надежных руках, хоть и женских. А спустя время, в редакции появился Валентин Черных, его, офицера ВМФ в отставке, приняли на место ответсекретаря. И он тоже пришелся “ко двору” в коллективе. Валентин отработал в редакции довольно долго, когда за ее окном наступила другая жизнь.

Как-то вдруг разом редакцию накрыло время незнакомое – “перестроечное”. Одна за другой закрывались в области районные газеты. Тиражи упали, не на что было закупать бумагу, рассчитываться с типографией, не говоря уж о том, что не было средств на зарплату сотрудникам и это с учетом того, что коллектив редакции сократился больше чем наполовину: кто-то уехал, кого-то не стало. Однако наша газета еще выходила в свет. Но опасность закрытия была реальной.

SONY DSC

В тот тяжелый момент редактором газеты был Альберт Николаевич Кваченко. Посоветоваться было не с кем. И наше здание на Комсомольской, построенное как Дом печати на средства газеты в хорошие времена, не было переоформлено в собственность газеты. Хотя в сейфе редакции в целости и сохранности лежала папка со всеми документами, подтверждающими этот неоспоримый факт. Таким образом, здание редакции, на содержание и ремонт которого за долгие годы было вложено немало средств, попало в собственность городской администрации. Конечно, пока главой города был Анатолий Ольшевский (вечная ему память), редакции ничего не угрожало. Но тогда и руководитель редакции, и руководитель города как-то не думали, что в жизни все меняется. И что будущая городская власть воспользуется этим и станет сдавать газетчикам их здание в аренду за баснословные деньги, а потом и вовсе лишит редакцию крыши над головой. Ведь иногда во власть тоже попадают малообразованные невежественные люди. Но это произойдет позже.

А тогда в перестройку редакция была у себя дома, и мы до головной боли думали, что делать, чтобы спасти газету. Каким бы критическим момент ни сложился тогда, мы не имели морального права не бороться за спасение газеты. И мы нашли метод для спасения тиража: стали развозить свежий номер газеты по предприятиям, школам, учреждениям и торговым точкам на продажу. В этот непростой период на общем собрании было решено поставить во главе газеты нашу молодую, талантливую, с огромным опытом редакционной жизни коллегу, а самое главное, очень творческого человека – Ирину Куклину. Она была самой молодой из нас, но мы ей доверились, и именно она и подняла газету с колен.

С того судьбоносного для редакции момента и пришла эпоха Ирины Куклиной. Среди других редакторов местных газет области она была самой молодой. Что вызывало поначалу и удивление, и даже неоднозначное отношение ее матерых коллег. Но ей недосуг было размышлять об этом. Для нее было важнее всего: как и главное – у кого искать помощи в сохранении Нижнеудинской старейшей газеты. Ирина “наводила мосты”, что называется, на ходу привыкая к своему новому статусу. Наладила контакт с Областным Союзом журналистов, где получала дельные советы. Выяснила, каким образом оказывают помощь газетам, не прямую денежную, а вследствие договоров на публикации.

Но и в редакции никто не сидел на месте. Были налажены контакты по доставке газеты в коллективы, в торговые точки. Это приносило какой-то доход. Рекламного отдела еще не создали, вследствие чего редактор распорядилась: каждому из нас найти своих рекламодателей. Да, мы журналисты со стажем, и рекламное дело нам было не по душе. Но нас не пришлось убеждать в том, что под лежачий камень вода не течет. Утром, за чашкой кофе (“долгоиграющий” чайник Ирина разрешила приобрести под рекламу), мы обсуждали очередной номер, затем расходились-разъезжались с заданием. В очередную такую импровизированную летучку наш редактор ошеломила нас новостью:

SONY DSC

– Придется отказаться от услуг нашей городской типографии. Во-первых, дорого, во-вторых, нам нужна печать более высокого уровня.

Ирина приняла решение отправлять набранные на обычной пишущей машинке материалы и нарисованные на листке бумаги макеты номера газеты в Братскую типографию. Поставила высокую планку: наша газета должна быть не только содержательной, но и привлекательной внешне.

Путь в Братск оказался тернистым. Редакционная машина увозила папку с набранными материалами,  и макетами на Тулунскую автостанцию к автобусному рейсу на Братск. На автостанции в Братске нашу посылку встречал работник типографии, где к следующему дню делалась газета. Свежий тираж опять же доставлялся рейсовым автобусом в Тулун, где его уже поджидала наша редакционная машина. Наутро газету наша корректор Тамара Бобова развозила по точкам. Так было несколько лет. Были случаи, когда братский автобус ломался, водитель передавал нашу папку с другим, идущим по пути. Мы в отчаянии звонили: «Где папка “с тесемочками”?».

Кого только не подключали к поискам! Экспедиторов автостанции, типографского курьера, водителей автобусов и просто пассажиров. Страшно было допустить даже мысль, что газетные материалы потеряются.

Вдоволь намучившись,  редактор Ирина Куклина приняла решение: газета должна верстаться на месте, а на печать должна отправляться по интернету. В те годы компьютер было купить нелегко – и дорого, и попросту негде. И тут на помощь газете пришли председатель Союза журналистов Иркутской области Александр Гимельштейн и губернатор Приангарья Александр Тишанин. Благодаря им, в каждом редакционном кабинете появилась новенькая техника.

Жизнь налаживалась. Ирина Куклина оказалась хорошим руководителем. В историю давно ушли пишущие машинки, метранпаж, линотипист. Номер газеты из компьютера отправляется в типографию. Вторник – день отправки номера. Среда – ожидание пахнущей свежей краской газеты.

 

Что чувствует журналист, когда у него в руках свежая газета, невозможно объяснить. Будоражит, волнует чувство коллективной сопричастности к этому чуду.

Важно, что скажет редактор. Ирина смотрит на газету по-другому, придирчиво и тоже волнуется. Она строгий руководитель, и эта ее черта мирно уживается с особым отношением к каждому сотруднику. Вернее сказать – заботливым. До чего же было уютно и красиво в редакционных кабинетах нашего Дома печати!

SONY DSC

Эпоха Ирины Куклиной продолжается уже без нас, то есть тех, кто теперь в статусе ветеранов редакции. Но, бывая в Нижнеудинске, мы обязательно заходим в родной коллектив. Независимо от того, где газета находится, там всегда светло, тепло и пахнет кофе!

Сейчас вывеска газеты “Тракт” украшает здание почты, что на центральной улице Ленина. Друзья и верные читатели проторили дорогу и сюда. На втором этаже кабинет редактора – такой же уютный и элегантный, как и раньше. На стенах грамоты и благодарности, которых великое множество. Ирина Юрьевна награждена высшей журналистской наградой – “Золотое перо”. И это символическая награда – перо и в самом деле золотое!

SONY DSC

Газета Ирины Куклиной шла и продолжает идти в ногу со временем. Она великолепно верстается и по-прежнему притягательна для читателей. За этим редактор строго следит.

Как и девяносто лет назад, наша газета выходит в свет каждую неделю – по средам. Ирина Юрьевна Куклина сорок три года работает в газете. Четверть века из них – возглавляет её. Руководителю удалось обучить у шведских коллег верстальщика газеты, после чего вёрстка газеты стала вестись непосредственно в редакции, и сегодня до сих пор коллеги из газет соседних городов обращаются за опытом к трактовцам. Газета опять попадает практически в каждую семью. Твёрдо считая, что мастерству журналиста можно обучить любого неравнодушного человека, Ирина Куклина доказала это на деле. Коллектив возглавляемой ею газеты – самый частый номинант журналистских наград.

***

Главное, чему Куклина учит своих коллег – стойкости, великодушию, справедливости и умению держаться в седле. И это у коллектива старейшей газеты получается отлично. Профессионализм районой газеты «Тракт» – главное качество, многие годы культивируемое ее руководителем. Четверть века Ирина Куклина несет на своих женских плечах ответственность за все и за всех. Перед жителями Присаянья – за выход газеты, перед своими журналистами – за условия работы, за зарплату. И не имеет значения, какими усилиями это достигается. Важен результат и достойный выход из любого положения, даже самого неожиданного и жестокого.

Ирина Куклина держится. И у нее в редакции все хорошо. Разве по газете не видно?!

 

Виктория Селезнева, Людмила Черных
Теги

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.