Образование
БЛОКАДНЫЙ ХЛЕБ – 125 ГРАММОВ, ДАЮЩИХ ЖИЗНЬ
Сирены воздушной тревоги воют, не прекращаясь. Дети и женщины тушат зажигательные бомбы… На экране кадры документальной хроники. А в детских глазах сегодняшних мальчишек и девчонок замерли слёзы, как тогда у маленьких ленинградских детей от муки, боли и дикого холода.
27 января исполнилось 78 лет со дня снятия блокады Ленинграда. Мы не говорим сегодня с моими ребятами о героических подвигах солдат, поэтов и композиторов, отважных пекарях и селекционерах, мы говорим о самом священном – о 125-граммовом кусочке хлеба. Это то, что они должны понять, прочувствовать.
Чёрный, похожий на кусок слипшейся глины, практически несъедобный паёк…”Как можно было есть такой хлеб? Как мал этот кусочек!” – удивлялись ребята. Смотрю на их лица и вижу, как они серьёзны. Сидят тихо и вслушиваются в тяжёлые воспоминания переживших блокаду, выстоявших и записавших в своих дневниках события тех 872 дней. Кусочек из булочной после длинной очереди в сорокаградусный мороз, полученный по карточке, которую бережно сжимали в руках, чтобы не украли, был самым драгоценным, священным для каждого. Этот коричнево-чёрный кирпичик казался изнутри мягким, самым вкусным и долгожданным. Его резали на кусочки, пальчиками собирая каждую крошечку, а кто-то моментально проглатывал – надо жить, это надежда на ещё один денёчек жизни. Целлюлоза, жмых, берёзовые почки, даже древесные опилки – не важно, что в нём. Надо дожить до завтра.
Я очень надеюсь, что это занятие с моими ребятами не пройдёт бесследно. Надеюсь, не только кадры из фильма останутся в памяти, но сама жизнь станет более ценной.
В память о погибших в осаждённом Ленинграде, в память о мужестве тех, кто любил жизнь и боролся, все присутствующие замерли в минуту молчания. Пусть эта трагедия никогда не повторится.