Власть
“КОВИД ВНОСИТ КОРРЕКТИВЫ В НАШУ ЖИЗНЬ. НО ЭТО НЕ ДАЕТ НАМ ОСНОВАНИЙ НЕ ДЕЛАТЬ ТОГО, ЧТО ЗАПЛАНИРОВАНО”
За окном июль – середина лета, время отдыха и отпусков. Но не для руководства района. Строительство и ремонт объектов, обустройство берегоукрепления, состояние дорог – к череде непрекращающихся дел и задач в наше непростое время добавилась еще и тревожная тема коронавируса. «Эта проблема стоит на первом месте и, к сожалению, вносит в жизнь непредсказуемость и свои коррективы. Но при этом не дает нам оснований не делать того, что запланировано», – считает мэр Нижнеудинского района Анатолий Крупенев.
– Анатолий Анатольевич, тема коронавирусной инфекции вот уже второй год становится только острее. Если раньше мы лишь из новостных сводок знали, что люди где-то болеют, то сегодня, думаю, в каждой нижнеудинской семье уже есть случаи заражения. Вы являетесь председателем оперативного штаба по предотвращению распространения ковида на нашей территории. Что можете сказать о сегодняшней ситуации?
– Эта тема является главной. Люди болеют. И статистика, предоставляемая Нижнеудинской районной больницей, является тому подтверждением. По количеству заболевших мы уже прошли рубежи осени прошлого года, когда на территории района был пик заболеваемости. Сейчас вирус характерен тем, что среди заболевших есть дети.
На понедельник 12 июля всего с начала пандемии в районе было подтверждено 2633 случая заболевших коронавирусом, из них детей – 181. Уже через три дня, 15 июля эта цифра увеличилась на 134 человека, 18 из которых – это дети. 20 июля количество больных стало больше на 90 человек, из них – 11 детей.
В больнице создано 150 мест. Задействованы инфекционное отделение и отделение терапии в больнице на Индустриальной, где были поставлены дополнительные кровати. Большинство жителей района лечатся амбулаторно. 12 июля таких больных было 474, 15 июля – 538, 20 июля – 527.
– Количество вакцинированных жителей района достигло 7465. По-прежнему есть такие, кто не хочет ставить прививку. Но есть и те, кто осознал ее необходимость, но не может этого сделать, потому что вакцины в больнице нет. Как обстоят дела с вакцинированием?
– Вакцина поступает в областной центр, а потом уже распределяется по муниципалитетам. В области 42 муниципальных образования, плюс еще и крупные города, такие как Иркутск, Ангарск, Братск, Усть-Илимск. И всем нужна вакцина. Сколько приходит к нам? Например, из 60 тысяч доз, поступивших в область, на нашу долю была выделена тысяча, которая, конечно, разошлась очень быстро. Помимо прививания в поликлинике, у нас работали и выездные бригады – возле кондитерской фабрики, у Дома культуры. Бригады выезжали и на территории учреждений по заявкам. Сейчас в области ждут нового поступления вакцины. Как только препарат поступит в нашу больницу, работа по вакцинации будет продолжена.
– Как обстоят дела с аппаратом компьютерной томографии – КТ – в нашей больнице? Как известно, степень поражения легких при ковиде определяет именно этот аппарат, а значит, сейчас он более чем необходим.
– Аппарат КТ не работает. В таких условиях наша больница вынуждена отправлять больных для прохождения КТ в Тайшет или в Тулун. Этот вопрос мы не раз поднимали перед правительством области и министерством здравоохранения. В мае с визитом на нашей территории был министр здравоохранения Яков Павлович Сандаков. Вопрос с КТ был озвучен в качестве приоритетных. И министр сдержал свое обещание. Деньги на ремонт аппарата уже выделены.
Мы делаем все, что в наших силах, чтобы помочь больнице. Когда требовались койки, так как уже некуда было класть пациентов, мы предоставили койки, матрасы, подушки. Кислород в больнице есть, но не было достаточного количества комплектующих для его подачи от баллонов. Мы нашли возможность профинансировать приобретение необходимых комплектующих из программы «Здоровье», оплатили счет на 170 тысяч рублей. Часть оборудования уже пришла, часть – на подходе.
– Как наша нижнеудинская медицина справляется с таким приростом заболеваемости?
– Медики – молодцы, честь им и хвала. Им сегодня тяжело. Но ковид – одна беда на всех, и мы должны с ней справляться вместе. Сложно и нашей больнице, и всей системе здравоохранения в целом как области, так и страны. Количество больных растет, увеличивается количество койко-мест, растет и нагрузка на медиков.
Медики работают на пределе своих возможностей. И они, как и все остальные люди, болеют. Болеют фельдшеры и врачи во всей больнице и поликлинике. Медики стараются выполнять и свои обязанности, и работать на других участках.
Как живем во время пандемии?
– На что повлиял коронавирус и принятые в связи с ним ограничения на нашей территории?
– В школах сейчас каникулы, поэтому на их работу вспышка ковида никак не отразилась. Идет подготовка к новому учебному году. Коллективы белят-красят, делают косметический ремонт. Что касается детских садов… У нас в июне был случай заболевания в детском саду №12, его мы закрывали на карантин. А так все идет в рабочем режиме. Пандемия никак не повлияла на работу лагерей дневного пребывания. Они успели отработать до пика вспышки. Учреждения культуры перешли на дистанционный режим работы, и все мероприятия с детьми и молодежью проводятся онлайн. Поэтому и здесь все в норме.
В связи с коронавирусом у нас ограничена работа общепита после 23 часов. К сожалению, мы были вынуждены закрыть развлекательную площадку с батутами в парке у «Саян». Понятно, что лето, и детям хочется играть. Но, повторюсь, этот вирус сейчас поражает детей. Если в прошлом году инфекция не щадила людей за сорок, то сейчас ситуация изменилась. Есть случаи заражения ковидом даже у младенцев.
– По-прежнему ношение масок и сохранение социальной дистанции являются основными способами защиты от заражения. Люди ходят в магазины, несмотря ни на что. Но соблюдают масочный режим далеко не все. Ведется ли работа по контролю за соблюдением рекомендаций в магазинах, кафе и ресторанах?
– По торговым точкам мы проводим рейды, в частности, на соблюдение масочного режима. Рейды эти проводят работники администрации совместно с полицией. Вот, например, 2 июля рейдами отрабатывались магазины «Удача» и «Суперстрой». 5 июля проверялись нижнеудинские сауны, детские игровые комнаты, студия «Шоколад». 6 июля было проверено по городу 15 магазинов, 2 парикмахерские, 2 предприятия бытового обслуживания. Рейды проводились 8 июля, 13 июля. Во время рейдов были выявлены нарушения и составлены протоколы на работников проверяемых объектов.
К сожалению, нередко люди начинают задумываться о собственной безопасности, только когда заражаются сами или после того, как заболевают их близкие. Хотя мы не устаем повторять: носите маски, дистанцируйтесь, обрабатывайте руки – только личные меры безопасности могут спасти от коронавируса.
Строим, ремонтируем, делаем проекты
– Какая плановая работа ведется сейчас в районе? По ремонту, проектированию, строительству?
– Сейчас у нас идет ремонт в «Заре». Хочу сказать, что корпуса будут очень красивые, яркие. Но у нас проблема с финансированием. Есть проект на крыши и облицовку корпусов стоимостью 18 миллионов, нам удалось пока раздобыть через министерство соцзащиты немногим более двух миллионов. На эти средства на двух корпусах заменена кровля. При наличии средств будут обновлены фасады и кровли всех корпусов.
В Порогской школе решаются вопросы с котельной. Котельная есть, но пока не запускается, так как возникли проблемы с фирмой-подрядчиком, которая проводила здесь работы.
Первая школа. Это хоть и не ЧС-объект, но уже перешел в разряд таковых. Уже принято решение о введении школы в эксплуатацию 1 сентября 2022 года. Подрядчик в этом году закрывает контур, вставляет окна и делает крышу. А остальное – внутренние работы – уже на следующий год.
Сейчас мы работаем над получением проекта на Уковскую школу. Добиваемся того, чтобы в поселке новая школа появилась как можно скорее. Есть у нас проект Порогского клуба, Шумского клуба, Шумского спортивного зала. Финансирование на эти объекты будет на следующий год. Мы завезли по зимнику оборудование на строительство Алыгджерской школы, и надеемся, что школа будет сдана в следующем году. Здесь же со временем будут построены амбулатория и клубное учреждение. Гордимся тем, что нам удалось в этом году построить ФАПы в Нерхе и Гутаре.
Вообще за полтора года в Верхней Гутаре удалось построить солнечную электростанцию, провести берегоукрепление, построить ФАП, завести по зимнику профильный лист и перекрыть большую часть крыши школы. Остаточные работы планируем завершить в этом году.
Что касается объектов берегоукрепления, в поселке Алыгджер дамба сейчас готова на 70 процентов. Сейчас укладывается геотекстиль, геомембрана, и все это отсыпается сверху скальником. Это главная работа, которую там необходимо завершить. Начинается строительство Шумской и Вознесенской дамб. Сейчас идут подготовительные работы, расчистка, вырубка растительности, скоро начнутся работы по отсыпке.
Дороги, полигон и другие проблемы
– Состояние дорог всегда вызывает возмущение у наших жителей. Какая работа сейчас ведется по их ремонту, как вы оцениваете их состояние?
– Дороги плохие не только у нас, но и везде. Сейчас по дороге на Атагай некоторые ругают Валерия Алексеевича Заречного. Но Заречный, наоборот, содержит эту дорогу, его грейдеры работают здесь постоянно. Дорога болотистая, его техника вычерпывает пучины, привозит скальник, сверху отсыпает более мелким ПГС. Люди возмущаются, что по дорогам возят скальник и дороги из-за этого продавливаются. Но это делается для того, чтобы строить дамбы и системы берегоукрепления. Более того, сейчас мы начнем еще с большей интенсивностью возить скальник, потому что начнется строительство дамб в Шумском и Вознесенском. И скальник будет завозиться из атагайского и укарского карьеров. Поэтому людям стоит запастись терпением.
Сейчас ремонтируется дорога до Абалаково, здесь будет асфальтовое покрытие. Работаем с дирекцией автомобильных дорог Иркутской области, разрабатываем проект от стелы на въезде в поселок Мельница и до дороги местного значения. В этом году будет сделана проектно-сметная документация, в следующем – капитальный ремонт. Надеюсь, что ремонт будет хороший: полотно, освещение, тротуар.
Также мы работаем по вопросу моста в Каз-Бадарановке. За рекой – 14 населенных пунктов, в которых проживает более 4 тысяч населения. А в период ледостава осенью и вскрытия реки весной люди оказываются практически отрезанными от внешнего мира. Дорога через Алзамай и Катарму есть, но она не в очень хорошем состоянии, и главное – это далеко. Никакая скорая не доедет, ни пожарная машина, да и продукты сложно завозить. Будет мост, значит, огромная проблема будет решена.
– Какие еще серьёзные вопросы сейчас есть на территории? И каковы пути их решения?
– Самый сложный вопрос – мусорный полигон, который вроде бы есть и вроде бы его нет. Сложность в чем? Проект полигона твердых бытовых отходов – 2014 года, деньги на его строительство были получены в 2018 году. В сентябре 2020 года мы его ввели в эксплуатацию. Но у нас нет экологической экспертизы, а в связи с тем, что за эти годы изменились санитарно-эпидемиологические требования, нас теперь обязывают делать новый проект по новым санпинам. Это огромные деньги и время. Сложность еще в том, что мы первые в Иркутской области, кто построил полигон. Прецедентов и опыта подобного нет ни у нас, ни у области. Сейчас полигон ТБО строится в Черемхово, им будет уже проще, потому что они будут опираться на наш опыт. Нам помогает в решении этого непростого вопроса депутат Госдумы Сергей Юрьевич Тен, оказывает содействие губернатор области Игорь Иванович Кобзев.
По Атагайской школе. Ее строили 28 лет разные организации, в итоге все строительные недоделки вскрыла прошедшая зима. Чисто внешне в школе красота, косяки вылезли только в процессе эксплуатации. Их немало. Вопрос этот мы начали поднимать еще с начала декабря. Этим занимается заказчик – областное Управление по капитальному строительству, составляются сметы на ремонт, на устранение проблем. 1 сентября мы должны запустить в школу детей. Учебный год ученики и учителя должны начать в нормальных условиях.
Добрые дела всегда будут в чести
– Мир не без добрых людей. Когда в 2019 году у нас произошло наводнение, свою помощь пострадавшим предложили тысячи людей. Мы до сих пор расхлебываем последствия паводка. Добрые люди не иссякли?
– Сейчас к нам приезжают ребята-волонтеры со всех уголков России. Планируется 15 человек – в Нижнеудинск, 15 – в поселок Шумский. Мы им приготовили места для проживания в Шумском клубе и школе-интернате №5. Подключили к приему волонтеров наших сельхозтоваропроизводителей, предпринимателей города, которые будут обеспечивать студентов свежим молоком, творогом, мясом, хлебом и другими вкусняшками. Главы города Нижнеудинска и Шумской территории составляют план работ, ищут технику – машины, погрузчики. Студенты-волонтеры пробудут у нас на территории до 20 августа.
Ребята, которые приезжают к нам на помощь, люди удивительные. Они продолжают традиции стройотрядов, которыми всегда славилось студенческое братство. В былые времена каждый студент мечтал присоединиться к стройотряду – провести время с пользой в компании таких же молодых людей, поработать, заработать. Воспоминаний было на всю жизнь!
У нас есть хороший опыт сотрудничества с ребятами-волонтерами. Каждый год к нам приезжает «Снежный десант», состоящий из студентов иркутских вузов. Ребята хорошие, инициативные, не умеющие сидеть на месте. Помогать людям всегда было благим делом, и ребята это хорошо понимают. Их никто не заставляет это делать, все по доброй воле. Тимуровская работа продолжается. Добрые дела всегда будут в чести.