Все как есть

ИСТОРИЯ СТАРОЙ ПЛОТИНЫ НА МЕЛЬНИЦЕ

Фотографии плотины в селе Мельница есть у многих жителей нашего района. Сюда часто приезжают за колоритными кадрами фотографы. Любят позировать на фоне рукотворного “водопада” молодожены. Но мало кто знает историю этого гидротехнического сооружения.

Корреспонденты “Тракта” побывали не только на самой плотине. Директор Мельничного дома культуры Ольга Устинова провела для журналистов нашей газеты очень интересную экскурсию от плотины до полуразрушенного здания Верхнерубахинской ГЭС, когда-то подававшей электричество не только в село Мельница, но и в соседние села Абалаково и Солонцы, деревню Шум.

Ольга Устинова любезно согласилась стать нашим проводником по объектам гидроэлектростанции. Мы встретились в клубе и уже оттуда отправились сначала на дамбу, а потом к зданию самой станции. Точнее, к тому, что от него осталось.

Ольга живет на Мельнице с рождения. На ее памяти ГЭС уже не работала.

– Бетонная труба, по которой когда-то вода подавалась от плотины к зданию электростанции, в мое детство еще была практически целая. Помню, как мы, ребятня, забирались в эту трубу и катались внутри нее по льду, – вспоминает Ольга.  – В трубе, почему-то, всегда было немного воды, которая зимой замерзала, и по льду было очень весело кататься.

“Решение о строительстве Верхнерубахинской ГЭС было принято в середине 50-х годов. Началом работы станции считается 1 сентября 1959 года, когда приказом № 1 по Верхнерубахинской ГЭС на работу были зачислены два дежурных по щиту управления. На полную промышленную нагрузку станция вышла в ноябре 1959 года. К существующим линиям электропередач дополнительно подключились села Абалаково и Солонцы, деревня Шум. Свет пришел не только в дома колхозников, но и на фермы и в мастерские”. (Из книги Владимира Карнаухова “От Удинской землицы до земли Нижнеудинской”).

В 1959 году началась история Верхнерубахинской ГЭС. В этом же году в село Мельница по распределению приехала молодой специалист техник-электрик Алла Вишницкая.  Уроженка Краснодарского края после обучения в техникуме она приняла решение уехать работать в Сибирь и стала одной из первых работников электростанции.

– В мои обязанности входило ежедневно следить за уровнем воды в водоеме у плотины, – рассказывает Алла Ивановна, которая по сей день живет в селе Мельница и носит фамилию Романова. – Если уровень был больше положенного, я открывала щиты и делала сброс воды. Если уровень воды был низкий, наоборот, щиты опускала.

Алла Ивановна вспоминает, как учитель физики Любовь НикифоровнаЧучупал приводила на экскурсию на ГЭС своих учеников и наглядно объясняла детям, как один вид энергии превращается в другой. Кинетическая энергия падающей воды на лопасти колеса турбины заставляла их вращаться и превращалась в механическую энергию. Колесо турбины вращало вал генератора, и механическая энергия превращалась в электрическую.

– Мощности нашей электростанции хватало только на освещение в домах, фермах и мастерских. Но со временем у людей в домах появилась бытовая техника, на фермах электродойки, электропоилки, глубинные насосы. И тогда встал вопрос о подсоединении сетей к Иркутскэнерго, – рассказывает Алла Романова.

“В самостоятельном режиме ГЭС работала относительно недолго. 22 ноября 1963 года на заседании межколхозного совета было принято историческое решение “О дальнейшей работе Верхнерубахинской ГЭС ввиду подключения к Нижнеудинской тяговой подстанции”. Было решено содержать штат работников ГЭС “до полного уточнения потребностей электроэнергии от тяговой подстанции”. Уточнение происходило недолго, слишком уж много потребителей навесили на небольшую ГЭС, она попросту не справлялась с нагрузкой, особенно в зимнее время, когда уровень воды в реке был минимальным, а потребление возрастало.

2 августа 1965 года по Верхнерубахинской ГЭС был издан приказ № 27 “Ввиду передачи высоковольтных линий электропередач государству (Иркутскэнерго) на основании решения облисполкома, считать переведенными в распоряжение Иркутскэнерго работников ГЭС с 1 августа 1965 года: директора Густ В.В., шофера Смолина Г.Н., электромонтеров Романову А.И., Тимофеева А.Е., Шульгай И.С., Шульгай В.Н. Произвести расчет за июль 1965 года и отпускные, кто не использовал отпуск. Плотников Верхнерубахинской ГЭС (12 человек, бригадир Юсупов А.И.) перевести в распоряжение колхоза “Гигант”. (Из книги Владимира Карнаухова “От Удинской землицы до земли Нижнеудинской”).

Более пятидесяти лет прошло с тех пор. Бетонная плотина и сегодня перекрывает речку Рубахина, некоторые затворы на ней до сих пор в рабочем состоянии. Хотя, как прогнозируют местные жители, стоять плотине осталось недолго, и в ближайшие годы она, скорее всего, рухнет. Слишком уж разрушено это старое сооружение. Однако пока этого не произошло, плотина выполняет свое функциональное назначение: удерживает воду в реке на разном уровне. И весной, когда рыба идет на нерест, у плотины местным рыбакам удается вылавливать много разной рыбы, в том числе – даже хариус.

Вода вблизи плотины не замерзает даже в сильный мороз. Вот и в день нашей экскурсии недалеко от берега журчала полынья, течением вращая внутри себя куски льда. Осмотрев эту часть большой системы ГЭС, пощелкав вспышками фотоаппарата, мы отправились дальше. Проехав вдоль бетонного километрового трубопровода, мы оказались возле здания самой электростанции. На фасаде полуразрушенного строения сохранилась надпись в стиле строек советской эпохи “В. Рубахинская ГЭС”. И год строительства – 1958. Кирпичное здание сегодня больше напоминает киношные декорации, чем здание такого серьезного технического объекта. От строения остались только стены. Нет ни крыши, ни полов. Внутри – поросль из молодых елок и берез.

“Меньше всего “повезло” зданию ГЭС. В годы перестройки руководство РЭС, на территории которой волею судьбы оказалось здание, сдало турбины на металлолом, в здании была размещена столярка, но и она просуществовала недолго. В настоящее время от здания остались частично разрушенные стены, которые местные жители не смогли растащить, слишком уж качественно сложили их украинские строители”. (Из книги Владимира Карнаухова “От Удинской землицы до земли Нижнеудинской”).

История ГЭС закончилась более полувека назад.  Но, что удивительно, к руинам бывшей конторы электростанции натоптана тропа. По всей вероятности, здесь любит проводить время местная молодежь. Это подтверждают надписи на стенах и кострище, которым, судя по всему, пользовались не так давно. Жизнь-то продолжается.

Анастасия Семенюк

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.