О Людях

АННА ПЕРВАЯ – КОРОЛЕВА МУЗЫКИ

Преподаватель Нижнеудинской музыкальной школы Анна Александровна Семенова – человек легендарный. Она стала одной из первых выпускниц, вернувшихся в школу уже в качестве педагога. Одна из первых педагогов, ученики которой приняли участие в первых областных конкурсах и стали первыми стипендиатами губернатора. Одна из первых участников первых областных конкурсов педагогического мастерства и обладатель звания “Лучший учитель года”. Первая заведующая фортепианным отделением Нижнеудинской музыкальной школы. Одна из первых педагогов-основателей настоящей музыкальной династии. Одна из первых, получивших звание “Заслуженный работник культуры РФ”. Анна Первая – королева музыки.

Говорят, что имя, данное человеку при рождении, целиком и полностью влияет на всю его жизнь. Ведет, как добрый ангел, дорогою судьбы. А человеку остается только выбирать: идти по жизни прямо или, смалодушничав однажды, свернуть, оставляя за спиной кривые, глухие, окольные тропы.

“Мне ваше имя – небесная манна…”

Когда в семье Светличных 17 февраля 1949 года родилась девочка, у отца молодого семейства ни разу не возникло сомнения, как назвать дочку. Только Анна – в честь святой Анны Сретенской, Анны Пророчицы, чей день почитается церковью сразу после Сретенья Господня – 16 февраля. В этот день церковью почитается также святой Симеон Богоприимец, называемый на Руси Семеном. С этим именем тоже будет связана жизнь Анны, но об этом она узнает гораздо позже.

Назвал отец дочку как истинный христианин по святцам, хотя в то советское время не принято было признаваться в вере в Бога даже себе самому. Но к вере приходят по-разному. И, видимо, немало пришлось пережить молодому отцу, чтобы в самый разгар советского повального неверия, назвать дочь в честь святой. Еще мальчишкой Александр Светличный пошел на фронт Второй мировой, прошел всю войну, освобождал Освенцим. И неизвестно что увидел он в глазах освобожденных им узников, похожих на теней, именуемых людьми.

За окошком домика на затерянной в тайге Яге дул теплый февральский ветер, призывая весну. А в домике, где жила по патриархальному многоярусная семья: Александр и Надежда Светличные с родителями отца семейства, впервые смотрела на мир светлыми глазами новорожденная Анечка.

“Пусть растет умной и справедливой,” – глядя на дочку, думал отец. “Пусть станет лидером и будет иметь свое мнение”, – желала дочурке мать. Родительским мечтам суждено было сбыться. Анне Александровне суждено было вырасти с полным набором этих качеств характера. А еще ей суждено было стать прекрасным педагогом в области музыки, заслуженным наставником и основателем настоящей музыкальной династии.

Память

От жизни на Яге у Анны не осталось воспоминаний. Практически сразу после ее рождения семья Светличных переехала в поселок Шелехово Тайшетского района. Отец закончил лесной техникум и пропадал в лесу. Маму после Нижнеудинского педучилища назначили директором Шелеховской школы. Для того, чтобы соответствовать посту, она сразу же поступила в Иркутский пединститут на заочное отделение.

Тот, кто сам не был ребенком учителя, не знает, что это такое. Педагоги-мамы вечно заняты работой. То они проводят уроки, то готовятся к ним, то проверяют бесконечные тетрадки. Никто из детей не растет столь самостоятельным, как дети учителей. Что остается им, как не учиться читать задолго до школы, учить грамоте кукол и младшую сестру. Так и делала Аня, став учителем для своей сестренки, которая была младше ее на два года. А мама Надежда Петровна всю себя отдавала школе. И в какой бы школе она не работала, всегда оставалась фанатично преданной своей профессии, одержимой своими учениками. Отец работал лесником. Всегда относился к работе со всей ответственностью. И, забегая вперед, скажем, что в последние годы жизни он сильно переживал, видя, что люди начинают творить с лесом, как нещадно вырубают его, не берегут зеленое богатство.

Жили Светличные в Шелехово на половине конторы лесничества, где работал отец. Кино в поселок привозили редко. Из всех возможных развлечений в доме был патефон да трофейная гармошка, которую отец привез с войны и подбирал на ней по слуху песни. Было еще маленькое черное радио. По нему в 1953 году передали весть о смерти Сталина. Бабушка плакала, все ходили понурые, и этот момент всенародного горя произвел впечатление на четырехлетнюю Аню, накрепко засел в памяти на всю жизнь.

А потом пошла начальная школа, перышки, которые нужно было макать в чернила, книжки про Володю Дубинина и молодогвардейцев, от чьих подвигов замирало сердце, а желание бороться за справедливость клокотало и рвалось вырваться из груди.

В 1960 году Светличные переехали в поселок Шиткино, где жила в детстве герой Советского Союза Зоя Космодемьянская. Домик, где она жила, стал музеем. Сюда часто приходила Аня, чтобы посмотреть, как жила девушка, ставшая символом героизма, о чьей стойкости слагали легенды.

Рояль в кустах

Откуда берут начало творческие корни? Ученица Шелеховской, а потом и Шиткинской школы Анна Светличная и сама не знала ответ на этот вопрос. Отличница, она интересовалась не только учебой. Ей было интересно абсолютно все, поэтому с неменьшим энтузиазмом она с первых же дней учебы в школе окунулась и во всевозможные кружки, и в художественную самодеятельность.

Первое пианино в своей жизни Анна увидела как раз благодаря художественной самодеятельности. Учительница повезла ребят на выступление в Тайшетский ДК. Там в фойе деревянного дома культуры и стоял неведомый Ане доселе инструмент. Откуда ей было знать, что это такое? А уж тем более предвидеть, что с этим волшебным инструментом ей придется провести всю свою жизнь: вначале сама постигая искусство владения фортепиано, а потом – передавая свои бесценные знания ученикам.

Свои первые шаги в музыке Анна сделала в Нижнеудинске, куда семья вскоре переехала на постоянное место жительства. Нижнеудинск 60-х годов – это было по-своему уникальное место. Одноэтажные и двухэтажные дома, деревянная гостиница у деревянного же моста через Застрянку, деревянные тротуары – тихая и размеренная жизнь. Однажды Аня с мамой шли по деревянному тротуару и увидели красивое объявление о том, что в Нижнеудинске открывается музыкальная школа. “Я хочу здесь учиться”, – безапелляционно заявила Анна. Сказала – и сделала.

Первая в Нижнеудинске музыкальная школа расположилась в двух деревянных зданиях, которые отдала для этого нужного дела слюдяная фабрика. Здания эти стояли на берегу реки у бани, бывшей в свое время храмом. В одном домике училось фортепианное отделение, в другом – баянисты. Учителей в новую школу привезли из других городов Иркутской области. На вступительное испытание пришло очень много желающих. Перед строгой приемной комиссией девочки в белых фартучках старательно отстукивали ритм, пели песню “У дороги чибис”. Поступили далеко не все. Но среди первых учениц первого класса первой в Нижнеудинске музыкальной школы была двенадцатилетняя Анна Светличная.

Сейчас по современной программе азы фортепианного мастерства юные таланты начинают постигать едва ли не с пеленок. Однако жизнь, талант и усердие трудно уместить в искусственно созданные рамки. “Научить нельзя, научиться можно”, – сказал великий Станиславский. Эхом вторят ему настоящие учителя, педагоги с большой буквы, к которым относится и Анна Александровна Семенова.

Через год у Анны появился дома свой настоящий инструмент. Три пианино польской фирмы “Калисиа” приехали в том далеком году в Нижнеудинск. Каждый из них имел астрономическую цену – тысяча рублей. Чтобы купить пианино, все сестры отца скинулись, кто сколько сможет. Вожделенный инструмент был приобретен. Кстати сказать, он все еще стоит в квартире Анны Александровны. Судьба двух его собратьев тоже известна: один находится в музыкальной школе, второй – в одной из нижнеудинских музыкальных семей.

“Когда б ее летучая игла меня как нить по свету не вела”

Наша героиня считает, что могла бы состояться в любой профессии. В школе ей одинаково легко давались все предметы. А еще она была чемпионкой школы по лыжам, постановщиком танцев для школьных концертов. Жизнь кипела! С одноклассниками она сбегала с уроков в кинотеатр “Звездочка” на “Человека-амфибию”. На комсомольские вечера к ним в школу №2 приходил Василий Капустин. В кипучей пучине школьной жизни оставалось место, причем значительное – для музыкальной школы. Туда с неизменной нотной папочкой несколько раз в неделю шла трудолюбивая Анна.

Надо сказать, что музыку она не выбирала своей профессией. Ну, училась, ну, развивалась, не более того. Когда пришла пора выбирать, куда пойти учиться, выбрала химический факультет. Исключительно по воле характера: химию в школе преподавали слабовато, а хотелось доказать себе самой: смогу, сумею. Конкурс был среди медалистов, Анна прошла на вечернее отделение иркутского вуза. И началось: формулы, пробирки. Уже через пару месяцев пришло осознание: не мое. И она вернулась домой, продолжила учебу в музыкальной школе, параллельно работала музыкальным руководителем в геологическом детском саду.

К следующему лету музыкальную школу Анна окончила экстерном. Собиралась поступать на филологический факультет, ведь учитель литературы пророчила ей именно эту стезю. Однако тут вновь вмешался его величество случай. Мама Ани находилась в Иркутске на курсах повышения квалификации, когда ей на улице Карла Маркса случайно на глаза попалось объявление о наборе в училище искусств. Мама заказала переговоры дочери и предложила: “Может, попробуешь?”

Экзамены в училище проходили раньше, чем в институт. Анна тут же взялась за подготовку программы, проштудировала книжку по теории музыки. Представлений о том, что ее ожидает при поступлении, не было никаких. Возможно, если бы она знала, какому уровню подготовки она должна соответствовать, никогда бы не решилась поступать. Но она не была бы Анной, если бы вновь не поплыла против течения, если бы стала действовать не благодаря, а вопреки. Конкурс в тот год был два человека на место. Анна Светличная стала студенткой со всеми вытекающими: адским трудом за инструментом по шесть часов в день, вгрызанием в гранит теоретической науки. Впрочем, несмотря на занятость, для ее неуемной натуры находилось время и для общественной нагрузки – она была комсоргом курса.

Все это время ее словно вела какая-то незримая рука. Став в 22 года преподавателем родной Нижнеудинской музыкальной школы, она включила свои врожденные педагогические качества, применяя их вначале по наитию, а потом, руководствуясь личным опытом, появились и наработки.

Иначе как проведением судьбы нельзя назвать и знакомство Анны и ее будущего мужа Валерия Семенова. Он жил неподалеку от дома Аниных родителей, учился в той же школе №2, только несколькими годами старше, ходил по тем же улочкам, сидел на тех же лавочках под теми же деревьями, защищал честь школы на одних лыжных соревнованиях. И только оказавшись в армии, стал писать девушке по имени Анна. А когда  вернулся в гражданскую жизнь, они поженились. Так Анна сменила свою девичью фамилию Светличная на фамилию мужа –  Семенова. Чем не предначертание свыше: святые Симеон и Анна – Анна Семенова.

Валерий – командир вертолета МИ-4, Анна – преподаватель музыкальной школы. Он – спокойный, она – сама импульсивность. Наверное, так и должно быть в семье, чтобы в ней царила гармония. Разность потенциалов в семье Семеновых уравновешивалась тонким чувством юмора, присущим обоим с рождения. Эта черта вкупе с жизнелюбием и доброжелательностью отца всецело передалась старшему сыну Саше. Дочка Надежда переняла от мамы любовь к музыке. И, забегая вперед, скажем, что эта любовь тоже стала ее профессией. Она работает директором Мельничной школы искусств.

Учу так, как я бы хотела, чтобы учили меня

За многолетним стажем Анны Александровны – более сотни ее учеников. А как говорят сами преподаватели музыки, один ученик равен целому классу. Более тридцати этих ребят после окончания музыкальной школы выбрали для себя профессию музыканта. Эта цифра говорит о многом – почти каждый третий!

– Я учу детей так, как хотела бы, чтобы учили меня, – так говорит Анна Семенова. И делится еще одним секретом:

– Чтобы научить, надо любить учеников, верить в них и помнить, что они в первую очередь – дети.

Единственное, чего никогда не простит педагог Анна Александровна – это лени. Дети это знают и стараются не подводить своего учителя, чтобы тот не потерял в них веру и уважение.

Все эти долгие годы она учит детей трудиться, преодолевать себя и понимать музыку. Ведь только музыка может вытащить из нас самое потаенное, омыть душу слезами горести и радости, очистить, как после исповеди, отпустить все грехи. Потому так трудно и учиться, и учить музыке.

Но другого пути Анне Семеновой и не надо. Даже если бы ей представилась такая уникальная возможность – начать свой жизненный путь с начала, она не изменила бы единожды выбранному пути.

Своих детей и внучек Анна Александровна обучила на фортепиано сама. Преподаватели шутят, Анна Александровна нашла верный способ общения со своими внучками. Целыми днями на работе и, чтобы не было как в той поговорке “сапожник без сапог”, с внучками общается посредством уроков фортепиано. И вот уже старшая Виктория преподает фортепиано в центральной областной школе города Иркутска после окончания музыкального колледжа имени Ф. Шопена. Полина – второкурсница музыкального колледжа по классу фортепиано при Красноярской академии искусств.

Кроме всего, Анна Александровна – самый плодовитый педагог отделения. В данное время по ее специальности продолжают обучение Ксения Чуненкова, Арина Кошкина, Дарья Степаненко. А Владимир Наижалов, не смотря на то, что поступил на духовое отделение, мечтает закончить обучение по классу фортепиано.

За окном дует февральский ветер. Пусть пока еще холодный, но уже пробуждающий весну. В кабинете склоняются над клавишами фортепиано дети. Подрастают еще внучки Аня и Юля. И одна из них – полная ее тезка Анна Александровна Семенова. Анна Вторая. Звучит по-королевски. Какой королевой станет эта девочка, покажет время. Может, она станет Королевой музыки, как ее бабушка –  педагог Анна Семенова.

Светлана Кайкова:

– В жизни каждого человека есть люди, которые во многом определяют его судьбу. Анна Александровна стала именно такой личностью, которая воспитала меня и направила в мир искусства.

С первых уроков в далёком 1976 году я почувствовала огромный интерес к музыке. Для меня не существовало морозов –  и в минус сорок, и в минус сорок пять я бежала на урок, потому что это были не просто уроки – это было воспитание музыкой. Я стала смотреть на мир глазами музыканта. И когда у меня появились дети, все они стали учениками Анны Александровны.

Возвратившись в родную школу, я стала коллегой Анны Александровны – это новый этап в наших отношениях. Почти каждый день мы обсуждаем события мира искусства, высказывая свои суждения. Я счастлива, что работаю вместе с Анной Семеновой.

Наталья Лопоухова:

– С Анной Александровной я познакомилась еще в годы обучения в Иркутском училище искусств. Мы учились на разных курсах и отделениях, и я даже представить не могла, что жизнь нас объединит в Нижнеудинской музыкальной школе.

Я рада, что уже многие годы работаю с таким талантливым, ярким, творческим и просто хорошим человеком. Для меня Анна Александровна – это пример ответственности в работе, любви, уважения и в то же время требовательности к детям. Не каждому музыканту удаётся влюбить своих учеников в музыку.  Она единственный педагог, рядом с которым на фортепианном отделении трудятся в основном ее бывшие ученики.

Анна Александровна не только прекрасный педагог, но и замечательная мама, бабушка. Свою любовь и преданность музыке она передала своим детям, которые стали успешными музыкантами и продолжателями её творчества. Своей любовью и заботой она сумела объединить вокруг себя своих родных и близких, которые отвечают ей тем же теплом и вниманием.

Татьяна Борисенко:

– Анне Александровне всегда хочется поделиться всем, что ей известно о музыке, исполнителях не только с учениками, но и с коллегами, и родителями, а также со всеми окружающими. В первые годы своей работы Анна Александровна с большим энтузиазмом занималась просветительской деятельностью, выступая перед различной аудиторией нашего города с лекциями о музыкальном искусстве, композиторах. Долгие годы она была ректором Общественной просветительской организации “Народного университета культуры”, принимала активное участие в качестве исполнителя в “Литературной гостиной” и в клубе “Гусиное перо”.

Кроме этого, Анна Александровна очень творческий человек, и талант её не только педагогический и музыкальный. Например, ни один праздник и юбилей в школе не проходит без поздравлений и стихов, которые Анна Александровна сочиняет своим коллегам с большой любовью и юмором. Это свидетельство большой любви и уважения к окружающим её людям. Я люблю и уважаю Анну Александровну за тепло её души, за преданность своей профессии, музыке, за любовь к детям и своей семье. Я очень благодарна судьбе за то, что мне даровала  возможность работать и общаться с этой замечательной женщиной.

Теги

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.