Власть
ХАЧАТУР ГРИГОРЯН: У ПОЛИЦЕЙСКОГО ОБЯЗАТЕЛЬСТВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ПРАВ
Встреча журналистов «Тракта» с начальником отдела МВД России по Нижнеудинскому району Хачатуром Григоряном, которая состоялась на минувшей неделе, была посвящена разным темам. Характер вызовов, которые поступают в Дежурную часть, статистика преступлений, совершаемых на нашей территории, современные требования к сотрудникам полиции, строительство нового здания, где планируется разместить все подразделения нижнеудинского ОМВД – вот лишь часть из того, о чем Хачатур Григорян рассказал нашей газете.
– Хачатур Григорьевич, очень быстрыми темпами началось строительство нового здания для отдела полиции. Каждый день на площадке возле путепровода мы видим работающую технику. Расскажите, пожалуйста, каким будет это новое здание, когда и кто в него переедет?
– Согласно проекту, здание должно быть построено к концу 2022 года. Стоимость этого строительства – 760 миллионов рублей. Это, безусловно, долгожданное событие для всех нас. Мы столько лет ютимся по разным помещениям и адресам. Наши сотрудники вынуждены работать в условиях, мягко говоря, не очень комфортных. И вот, наконец, совсем скоро мы все переедем. В новом здании разместится дежурная часть, уголовный розыск, участковые, следователи, сотрудники ГИБДД. Там же будет изолятор временного содержания. По такому проекту уже построен один отдел полиции в нашей области. Это будет современнейший комплекс, где все подразделения расположатся в одном месте. Это удобно для граждан и для самих сотрудников.
– Говоря о современных условиях работы, стоит сказать и о современных требованиях, которые предъявляются сегодня к сотрудникам полиции. Они сильно отличаются от тех, которые были, скажем, пятнадцать лет назад?
– Главное предназначение полиции осталось прежним: защищать людей от преступности. А вот условия работы в последнее время очень изменились. Раньше преступления раскрывались путем личного сыска. Сейчас иное время и для успешной работы как минимум необходимы компьютерные навыки. Сегодня установить местоположение человека можно даже не выходя из кабинета. Интернет делает свое дело. И наши специалисты – тоже. К примеру, у нас недавно был такой случай. Мы разыскивали одного беглеца. Он скрылся из Нижнеудинска в неизвестном направлении. Открываем его соцсети и видим фото. Я узнаю город и место на снимке. Связываемся с коллегами и оперативно его задерживаем.
– То есть сегодня владеть всеми современными компьютерными технологиями и гаджетами – уже необходимость для сотрудника полиции?
– Совершенно верно. Без этого сейчас никуда. Преступность ведь тоже технически совершенствуется. Каждый день появляются новые схемы мошенничества. И если сотрудник не владеет этими навыками, он не сможет двигаться вперед, расти как профессионал. У нас в уголовном розыске, к примеру, даже новая штатная единица появилась – сотрудник, в совершенстве владеющий современными технологиями и программами.
– Неужели сегодня все обращения, которые поступают в полицию, нуждаются в таком техническом сопровождении?
– Конечно нет. Большинство обращений, как и раньше – бытовые. За сутки в Дежурную часть поступает 30-50 обращений. Из них только один или два криминального характера. Остальные попадают под действие кодекса об административных правонарушениях. И то не все. На самом деле в полицию звонят в самых разных случаях. Например, корова утром ушла на пастбище и до вечера не вернулась. Люди сразу обращаются к нам.
– И такое регистрируете?
– Мы регистрируем все обращения, которые поступают в Дежурную часть. На телефонах 02 и 7-18-67 у нас ведется запись разговоров. Если звонок был – обязаны зарегистрировать и провести работу. Ведь даже, если домашнее животное не вернулась домой вовремя, это теоретически может быть кража. Также очень часто звонят во время бытовых ссор. Дежурный отправляет оперативную группу на вызов, но, пока едем, супруги успевают помириться. И бывает, что группа в пути, а заявитель снова звонит в Дежурную часть и просит отменить вызов. Люди не понимают, что полиция – это не такси. Здесь нельзя заказать или отменить вызов. Было обращение, оно зарегистрировано – мы обязаны отреагировать. Такой порядок
– Но ведь на эту, по сути, бесполезную работу сотрудники тратят время и силы. А кому-то в этот момент их помощь нужнее.
– К сожалению, это так. Подобные нелепые вызовы сильно отвлекают. В сутки у нас работают две оперативные группы. И порой из-за таких звонков они не успевают отработать, действительно, серьезные обращения. И в таких случаях очень важно не потерять самообладание. Работать в полиции – это, конечно, престижно. Но, прежде всего, это большая ответственность. Сотрудник должен постоянно думать о своем моральном облике: быть дисциплинированным и обязательным человеком, примером во всем. Обязательств, на самом деле, больше, чем прав.
– Хачатур Григорьевич, как сегодня выглядит статистика преступлений на нашей территории?
– Наблюдается снижение общего количества регистрируемых преступлений. За три первых месяца текущего года спад составил двенадцать с половиной процентов. За этот период возбуждено всего 220 дел. Для сравнения: лет десять тому назад мы в месяц возбуждали 150-200 дел.
– С чем, на ваш взгляд, связано это снижение?
– Их, пожалуй, несколько. Одна из них- люди стали лучше жить. Вспомните события полуторагодовалой давности. Сколько людей в Нижнеудинском районе неожиданно получили деньги после наводнения. Сначала пошли различные выплаты, потом сертификаты. Многие смогли выгодно продать свое жилье. По городу прошло очень много денег. И, мне кажется, у нас еще наблюдаются, если можно выразиться, финансовые последствия наводнения. Стало меньше воровства и жульничества. Еще одна причина – хорошая профилактическая работа. Мы постоянно проводим различные рейды, которые направлены на снижение правонарушений. К примеру, регулярно такие рейды проходят по борьбе с самогоноварением. Приезжаем в какой-то район и проверяем все «точки сбыта». Изымаем аппарат и самогон. Только за первый квартал мы изъяли полтонны самогона и браги. Оформляем протокол. Люди платят штраф размером тридцать тысяч рублей. Кого-то эта мера останавливает.
– А как у нас обстоит дело с наркотиками?
– Эта проблема есть, и сегодня она тоже подверглась модификации, если так можно выразиться. Наркотики сегодня научились распространять бесконтактным способом. Заказ и оплата производятся удаленно. После оплаты заказчику сообщается место так называемой закладки. Отследить всю цепочку не так просто. Но это не значит, что невозможно. Мы работаем. Буквально недавно была задержана группа, которая занималась распространением наркотиков в Нижнеудинске. Все фигуранты получили реальный срок – по 8-10 лет.
– Говоря о качествах сотрудников полиции, вы подчеркнули умение владеть собой. Психологическая устойчивость как-то проверяется при устройстве на работу в полицию?
– Конечно. Все кандидаты проходят серьезный психологический отбор. Кто не прошел психолога – даже не рассматривается. Если же отбор пройден, мы начинаем работать с кандидатом. Я лично беседую с каждым новичком, объясняю особенности нашей службы. Ведь в отдел полиции иногда приходят посетители с неуравновешенной психикой. Они провоцируют сотрудников на конфликт. И допустить этого ни в коем случае нельзя. Полицейский должен оставаться спокойным и выдержанным в любой ситуации. Это непросто. Работу в полиции вообще нельзя назвать простой. Здесь приходится работать по-настоящему. Просто «отсидеться» в кабинете не получится. Поэтому кто-то и уходит, не справившись с нагрузкой.
– Много таких?
– Не могу сказать, что много. Но есть.
– А молодежь охотно идет к вам на работу?
– Я считаю, что для молодых ребят работа в полиции – это очень перспективное дело. Работая, они могут одновременно получить образование. При этом на время сессий им выплачиваются суточные и командировочные. Один раз в год сотрудник полиции может получить компенсацию стоимости проезда к месту отдыха на всю семью. Разве такая возможность есть во многих организациях? У нас действуют все социальные гарантии, которые обеспечивают стабильность жизни, уверенность в завтрашнем дне. Разве есть что-то важнее?